Сетевой журнал: управление




Как не ошибиться в собеседнике?

Известно, что для продуктивного общения необходимо чувствовать и понимать собеседника: его настроение, особенности личности, мотивы поведения. Обычно источником информации об этих особенностях служат, прежде всего, внешние признаки: это внешний облик человека, его речь, а также и невербальное поведение: жесты, походка, манеры. Воспринимая эти признаки, мы, наблюдатели, оцениваем их, как бы "читаем", и расшифровывая эти значение, делаем некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах собеседника, а также предположения о том, какое поведение можно от него ожидать.

Однако при оценке ролей и личностных особенностей окружающих мы невольно опираемся на сложившееся у нас представление о том, что существует устойчивая связь между некоторыми чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особеностями человека (квадратный подбородок - признак сильной воли, большой лоб - признак ума, полнота - признак добродушия).

Очень часто стереотип возникает и относительно групповой принадлежности человека, этнической или профессиональной (все англичане вежливы, французы - легкомысленны, бухгалтеры - педанты, программисты - зануды и т.д.). Отождествляя собеседника с эталоном по некоторым признакам, мы приписываем ему и множество других черт, которые, по нашему мнению, встречаются у людей подобного рода. Таким образом, отнесение человека к определенной категории позволяет домыслить большое количество необходимых, но отсутствующих сведений, что и составляет содержание стереотипного восприятия. Реальность, хоть и существует независимо от нас, но наблюдаем мы за ней через призму собственных убеждений, установок и нравственных ценностей.

Например...Зная, что благодарить за покупки и желать удачи входит в обязанности менеджера, мы автоматически считаем его воспитанным человеком. То же самое происходит с нами, когда мы видим киноактера, исполняющего отрицательную или положительную роль: нам трудно отделаться от мысли, что действия, предписанные сценарием, отражают его внутреннее содержание.

Стереотипное восприятие, в свою очередь, связано с целым рядом специфических ошибок:

  • эффектом проекции, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному, напротив, свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые представлены в нас самих;
  • эффектом средней ошибки - тенденцией смягчать ошибки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;
  • эффектом ореола - когда к человеку складывается определенное отношение по его какому-либо поступку в прошлом.
    Стереотипы восприятия могут быть как полезными так и вредными во взаимоотношениях с людьми. С одной стороны, они экономят энергию, упрощают построение образа собеседника, способствуют более быстрой реакции во многих ситуациях. Например, если у вас сложилось определенное мнение о журналистике, неприятие заголовков вроде "Компьютеры разговаривают с мертвецом" оказывается вполне оправданным. Или вежливость - выработанный у многих стереотип, который позволяет адекватно устанавливать контакт с другими людьми.

    С другой стороны, стереотип восприятия приводит к возникновению предубеждений, когда наши суждения строятся на основе прошлого опыта, и, если этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие окрашивается неприязнью и может нанести серьезный вред не только общению людей, их взаимоотношениям, но и целым группам в продуктивных решениях. Случаи проявления необъективности являются следствием наших предубеждений, но это цена, которую мы платим за помощь, оказываемую ими в фильтрации и систематизации огромного информационного потока.

  •  
    сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом