Сетевой журнал: procurement guide

Надёжное питание: покупаем ИБП


  Введение

  Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

    Оценка стоимости владения

    Выводы и оценки

    Как мы выбирали ИБП


Стоимость владения ИБП (part1)

Стоимость владения ИБП (part2)

Характеристика зон качества электроснабжения

 

Как мы оценивали стоимость владения

Мы оценивали стоимость владения ИБП линейно-интерактивного типа мощностью 420-700 VA в течение года. При этом предполагалось, что в помещении имеется заземление и оно находится на отдалении от источников высокочастотных помех. Собственно на стоимость владения влияют следующие факторы:   дополнительный расход электроэнергии;
  стоимость расходных материалов (в данном случае - аккумуляторных батарей) и частота их замены вследствие различных факторов;
  выход оборудования из строя, стоимость ремонта, время замены по гарантии.

Дополнительный расход электроэнергии при использовании ИБП - вещь неизбежная. Во-первых, КПД любого прибора заведомо меньше 100%, во-вторых, ИБП потребляет энергию для своих нужд даже тогда, когда нагрузка полностью обесточена.

Периодичность замены батарей также зависит от очень многих факторов, среди которых наиболее значимы условия эксплуатации, частота сбоев в электропитании и дисциплинированность персонала. Нами были выделены три зоны по качеству электроснабжения: "хорошее", "среднее" и "плохое" (см. таблицы часть 1 и 2).

Еще одним значимым фактором, наряду с качеством электроснабжения, был признан климатический фактор, то есть температура в помещении. Аккумуляторы, безусловно, придется менять, если температура в помещении превышала 30° в течении 14 дней или более. Поэтому по данному признаку также решено было провести зонирование. Вся территория Российской Федерации была разделена на три зоны:   жаркая: количество дней в году, в которые отмечается температура 30° и выше, более 20. Примеры - Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань, Краснодар;
  умеренная: количество жарких дней в году 10-20°. Примеры - Москва, Санкт-Петербург, Владивосток;
  холодная: количество жарких дней в году не более 7. Примеры - Мурманск, Норильск, Архангельск, Сыктывкар.

Для оценки количества аппаратов, которые потребуют ремонта или замены вследствие работы в неблагоприятных условиях, мы провели опрос наших читателей и побеседовали с представителями нескольких сервисных фирм, которые обслуживают ИБП различных производителей. По усредненному мнению пользователей и статистике обращений в сервисные центры мы получили следующие цифры: выход из строя с последующей заменой - не более 2,5% от объема установленной партии и ремонт - около 7,5% установленной партии. Заметим, что производители ИБП считают эти цифры завышенными. Как отметил Максим Сурду, "если говорить про самые популярные серии Powercom King и King Pro, то статистика по вышедшим из строя ИБП не превышает 1% в течении последних двух лет". Аналогичного мнения придерживается Анна Кулашова: "У нашей продукции процент отказа в среднем составляет 1,3% - это по ИБП до 3 кВА". Мы объясняем это неполной статистикой обращений, которую собирают сертифицированные сервисные центры. Многие из наших читателей заявили, что они далеко не всегда обращаются в сертифицированные сервисные центры. Особенно это относится к удаленным от столицы регионам, где проще обратиться в ближайший сервисный центр.

В соответствии с российским законодательством по защите прав потребителей срок замены вышедших из строя аппаратов не должен превышать 30 календарных дней (21 рабочий день) и, по откликам наших читателей, так и происходит в действительности. На протяжении всех этих дней рабочая станция в худшем случае находилась без защиты (оценить ущерб в этом случае довольно затруднительно) либо была подключена к другому (запасному) ИБП. В последнем случае ущерб оценивается нами примерно в половину рабочего дня специалиста.

Для устройств, которые потребовали ремонта, на его время производитель обязан предоставить замену, поэтому здесь на эту процедуру мы выделили всего 1 рабочий день и оценили ущерб, исходя из стоимости рабочего дня специалиста.

Собственно стоимость владения мы рассчитывали в трех вариантах: исходя из наиболее благоприятных условий, исходя из наименее благоприятных и в виде их средневзвешенного значения, получающегося из учета возможного распределения ситуаций по компаниям. (Мы искренне считаем, что в России все же значительно больше компаний с хорошими условиями эксплуатуции ИБП, чем с плохими). Благоприятными считались условия, в которых соблюдалась совокупность следующих требований: хорошее качество электроснабжения, холодная климатическая зона или наличие в помещении кондиционера, дисциплинированный персонал, строго выполняющий все правила обращения с ИБП. Самыми неблагоприятнымимы считали условия, в которых присутствовали все опасные или просто неприятные факторы: плохое качество электроснабжения, когда ИБП часто переключается на питание от батарей и работает в этом режиме длительное время, жаркий климат при отсутствии кондиционирования воздуха, недисциплинированный персонал, допускающий грубые нарушения правил эксплуатации ИБП (подключение мощной нагрузки, выключение из сети на длительное время, злоупотребление функцией "холодный старт" и т. д.).

Исходя из данных условий и оценивалось количество ИБП, потребовавших ремонта или замены батарей. Приведенные цифры представляют собой усредненное значение того, что было найдено в различных источниках: в первую очередь опроса читателей и экспертов сервисных центров, откликов пользователей в конференциях ФИДО, Usenet и интернет-форумах.

Возможно это стоит отнести к недостаткам нашей методики, но мы не учитывали стоимость и время доставки ИБП в сертифицированный сервисный центр для замены по гарантии, который часто может находиться не близко (по разветвленности сети сертифицированных сервисных центров безусловный лидер APC).

Миссия невыполнима? (Анна Альбова, PR-менеджер APC )

Компании APC было очень интересно познакомиться с исследованием, которое было проведено "Сетевым журналом". Во-первых, вообще радует внимание к теме защиты электропитания. Во-вторых, интересно то, что оценки сделаны на основе опросов не только московских, но и региональных заказчиков.

Наше мнение таково: результаты в нашу пользу, хотя, на первый взгляд, по цифрам этого не скажешь. Дело в том, что по объективным причинам методика не могла отразить наличие таких факторов, как плотность сети сервисных центров и длительности присутствия вендора в регионе.

Для нас самой главной информацией является некий образ АРС как поставщика ИБП. Действительно, опрашиваемые пользователи отвечали, не глядя на дату производства ИБП и не подсчитывая в уме, сколько денег придется потратить, чтобы отправить батарею почтой в сервисный центр.

Следует также отметить, что ИБП не является просто устройством, таким, как компьютер, копировальный аппарат или модем. ИБП в значительной степени является страховкой от потери ценной информации, простоев и порчи оборудования. К сожалению, в рамках данного исследования оценить эту составляющую было невозможно. И в результате получилось то, что получилось...

Впрочем, мы очень признательны журналу, поставившему перед собой практически неразрешимую задачу - посчитать стоимость защиты... Надеемся, что это не последний опыт, и когда речь пойдет, например о защите серверного оборудования, будет учитываться также и стоимость защищаемого оборудования, и уровень защиты.

От редакции:
Действительно, в нашей методике мы обошли вниманием три серьезных момента.
 1. Время присутствия производителя на рынке. Если производитель давно присутствует на рынке, то доля старых моделей ИБП, установленных у пользователя, больше, чем у компании, вышедшей на рынок позже. И, естественно, у более старых моделей больше проблем. В этом случае примерно одинаковую статистику поломок у пользователей ИБП APC и других марок следует трактовать в пользу APC. Это косвенный показатель более высокого качества оборудования.
 2. Затраты, связанные с доставкой ИБП в сертифицированный сервисный центр, в случае замены по гарантии. Здесь решающую роль играет разветвленность и география сервисных центров. Однако, признаемся, мы пока не знаем, как интегрально оценить этот фактор в денежном выражении (придется вычислять отдельно для каждой области). Можем только сказать, что здесь у APC - самые лучшие позиции.
 3. Уровень защиты. К сожалению, наши опросы и наблюдения за форумами и конференциями не выявили серьезных различий в качестве защиты, предоставляемой разными марками ИБП, поэтому в нашем обзоре мы считали его равным для всех представленных моделей. Однако технические тесты уважаемых нами журналов показывают определенные отличия в качестве выходного питания различных ИБП (например, в подавлении ими выбросов напряжения). Возможно, равенство поставщиков в нашем обзоре, связано с не очень большой опросной базой.

В следующем обзоре, запланированном на весну 2003 и посвященном ИБП для небольших серверов, мы постараемся все эти пробелы устранить.

Результаты оценки стоимости владения

Из нашей оценки стоимости владения ИБП за год можно сделать несколько выводов.
 1. Дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией партии батарей, не так уж малы: в отдельных случаях они могут составлять до половины стоимости самой партии ИБП.
 2. Основной вклад в стоимость владения ИБП вносят стоимость батарей и частота их замены. На общем фоне более благоприятное впечатление производят устройства Liebert и Powercom.
 3. Необходимо отметить, что есть способ резко снизить расходы на замену аккумуляторов - замена по гарантии. Гарантийный срок на ИБП APC, Powercom и Liebert составляет 2 года, этот срок включает и работу батарей, т. е. в течение первых двух лет у пользователя ИБП этих компаний нет проблем, связанных с заменой батарей. Однако здесь встает другой вопрос - как близко к пользователю находятся сервисные центры, которые проводят подобную замену, и сколько будет стоить пользователю пересылка в этот сервисный центр. Стоимость этого мы не исследовали.
 4. Расходы, связанные с простоем и потерей времени на ремонт ИБП в случае его выхода из строя, очень малы (конечно, при условии, что имеется запасной ИБП на временную замену вышедшего из строя, пока компания-продавец не предоставит новый), и ими при первичных оценках вполне можно пренебречь. Дополнительные расходы на электроэнергию также не очень велики (хотя здесь лидирует APC, а худшие показатели у NeuHaus и Powerware), если только вы не находитесь в зоне с высокими тарифами на электроэнергию.
 5. В случае хороших условий эксплуатации и квалифицированного персонала дополнительные расходы, как правило, невелики (от 9 до 20% от стоимости устройств). Чуть выше этот показатель у Powercom, но в основном вследствие низкой стоимости ИБП. Лидерами по низким дополнительным расходам на батареи являются Liebert и APC, а аутсайдером - NeuHaus. Именно эту ситуацию имеют в виду производители, когда говорят, что обычно происходит 2 замены батарей за 5 лет. По словам директора по продажам Powerware в России и странах Балтии Кюёсти Козлова, "средний срок службы аккумуляторных батарей - 3-5 лет, а типичная продолжительность работы ИБП - 10-15 лет". Игорь Андрющенко, руководитель департамента продаж российского представительства NeuHaus, дает приблизительно такую же оценку: "Расчетный срок службы батарей - около 5 лет. Однако реальный срок службы в значительной степени зависит от условий эксплуатации. Обычно же батареи приходится менять через 5-6 лет".
 6. Абсолютные цифры максимальной стоимости дополнительных расходов на партию ИБП не стоит воспринимать слишком буквально: ситуация, когда технические условия эксплуатации и квалификация персонала настолько плохи, что за год у всей партии ИБП приходится дважды менять аккумуляторы, встречается в реальной жизни крайне редко.
 7. Гораздо ближе к реальной жизни среневзвешенная стоимость владения партией. Здесь победителем вышли ИБП Liebert, хорошо выглядит Powercom. В эту группу вошла бы и APC, если менять батареи без обращения в сервисный центр, однако, по опросам читателей, в каждом пятом случае (20%) это приходится делать для калибровки ИБП.
 8. По совокупной стоимости владения, включающей и стоимость партии устройств, лучше всего выглядят ИБП Liebert и Powercom.

Как мы выбирали ИБП для оценки стоимости владения

Для анализа стоимости владения ИБП мы решили выбрать линейно-интерактивные устройства мощностью в 420-700 VA шести основных производителей: APC, Powercom, Invensys Powerware, MGE, Neuhaus и Libert.

Именно аппараты данного класса оптимальны, на наш взгляд, по соотношению цены и функциональных возможностей. Во всяком случае даже нижнего предела мощности будет достаточно для корректного завершения всех задач при обеспечении питанием от батарей типичного офисного компьютера. ИБП этого типа также имеют стабилизатор напряжения, который позволяет бороться с различными сбоями в электропитании, не связанными с полным отключением энергии.

Для исследования отбирались только те фирмы-производители, которые достаточно широко представлены в различных регионах. Критерием этого явилось то, насколько часто их продукция представлена в прайс-листах компьютерных фирм Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Самары, Саратова, Екатеринбурга, Новосибирска, Томска, Иркутска, Хабаровска и Якутска. Если продукт был представлен в пяти городах и менее, то в список он не попадал.

 
сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом