Сетевой журнал: procurement guide

В деловой поездке : выбираем корпоративный ноутбук


  Введение

  Статистика продаж

  Мнения пользователей и экспертов

    Оценка стоимости владения

      Выводы и оценки


Таблица стоимости владения
  Как мы оценивали стоимость владения

Мы оценивали стоимость владения партией из пяти компьютеров за весь срок службы, который был определен нами в пять лет. Мы предполагали, что компьютер будет по большей части (примерно 80% времени) эксплуатироваться в пределах офиса.

Собственно стоимость владения складывается из следующих факторов:
1. Приобретение опций, без которых эксплуатация ноутбука затруднена, – сумок, переходников, USB-концентраторов (обычно в ноутбуках штатно установлено мало портов ввода/вывода, и поэтому приобретение концентратора является вполне оправданным, в отличие от существенно более дорогостоящего репликатора портов, которые к тому же имеются далеко не для всех моделей), а также адаптера питания постоянного тока, позволяющего работать от прикуривателя автомобиля и силового разъема в самолете.
2. Замена оборудования, вышедшего из строя или работающего с серьезными сбоями в период действия гарантии.
3. Ремонт и замена комплектующих, как в период действия гарантии, так и вне.
4. Продажа компьютеров специализированной фирме, занимающейся скупкой подержанных устройств.
Расходы по пунктам 1, 2 и 3 суммировались, и из них вычитался доход от продажи снятых с эксплуатации устройств. На замену оборудования нами был выделен один рабочий день, ущерб рассчитывался исходя из стоимости рабочего дня специалиста или вызова сотрудника сервисной службы. При этом самый дорогостоящий вариант отбрасывался: если дешевле оказывался вызов, то вариант самостоятельной доставки не рассматривался, и наоборот. С заменой оборудования, работающего со сбоями, а также с ремонтом дело обстоит несколько сложнее. На эту процедуру законодательством отведено 30 календарных или 21 рабочий день. Реально средний срок замены или ремонта составляет 10 дней (таковы нормативы на обслуживание клиентов в большинстве головных сервисных центров изготовителей ноутбуков), исходя из этого данный ущерб и оценивался. Для продукции Fujitsu Siemens и iRu, которые не имеют разветвленной сети сервисных центров, прибавлялась также средневзвешенная стоимость поездки в ближайший авторизованный сервис. На данную процедуру выделено 75 долл.

Из комплектующих, подлежащих замене, нами выделены следующие:
1. флоппидисководы;
2. оптические накопители (CD ROM, DVD ROM, DVD/CD RW комбо);
3. дисплеи;
4. аккумуляторы;
5. адаптеры питания.

Мы предполагали, что каждый из данных модулей потребует замены один раз за весь период эксплуатации. Хотелось бы отметить, что выход из строя данных модулей, как правило, связан с нарушением условий эксплуатации, а не непосредственно с их качеством. Кроме того, данные модули являются типовыми, их производители ноутбуков получают от третьих фирм. Поэтому расходы здесь напрямую зависят от срока гарантии: для моделей с более длительным сроком гарантии количество замен данных модулей и стоимость былы снижены, а для HP и Bliss, гарантия которых меньше всех, стоимость постгарантийного обслуживания существенно повысилась.

Все блоки, кроме дисплеев, допускают самостоятельную замену в постгарантийный период, поэтому учитывалась только их текущая стоимость. В случае замены дисплея учитывались также и расходы на услуги специалиста. Кроме того, выход из строя дисплея практически всегда связан с его механическим повреждением, что автоматически означает оплату его замены по полной стоимости даже в период действия гарантии.

Мы также предположили, что вышедший из строя оптический накопитель будет заменяться на внешний комбопривод DVD/CD RW с USB. Эти накопители наиболее универсальны, их проще купить, чем внутренние CD-ROM или DVD-ROM для ноутбуков и их установка не требует специальных навыков.

Все расходы рассчитывались исходя из средних текущих цен на оборудование, взятых из официальной информации на сайтах продавцов, а также из базы www.price.ru. Оценить фактор снижения или роста цены не представляется возможным, поскольку современные ноутбуки используют комплектующие, которые не применялись в более старых моделях. Можно достоверно утверждать лишь то, что приобретение запасных частей к моделям 4–5-летней давности вполне реально.

Дополнительно к этому в постгарантийные расходы нами была включена стоимость нескольких ремонтов, не связанных с заменой комплектующих. Частота обращений оценивалась для каждой модели индивидуально на основе опроса персонала фирм, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание портативных компьютеров, и анализа жалоб пользователей на конференциях и форумах. У модели Bliss этот показатель больше за счет малого срока гарантии, а у RoverBook – вследствие относительно больших нареканий на качество.

Доход от продажи снятых с эксплуатации ноутбуков рассчитывался на основе закупочной цены модели аналогичного класса 5-летней давности в фирмах, занимающихся скупкой, восстановлением и последующей продажей бывших в употреблении портативных компьютеров. Это соотношение составляет от 1/7 до 1/5 от первоначальной стоимости (бюджетные модели дешевеют меньше, чем hi-end).

Выбор моделей
Нами было выбрано 10 моделей блокнотных компьютеров профессионального класса от 9 производителей. Стоимость их на момент написания этих строк колебалась от $1500 до $2500 без учета возможной замены конфигурации и дополнительных опций. Обязательными условиями были процессор с тактовой частотой не ниже 1,5 ГГц, оперативная память не менее 256 Мбайт, жесткий диск не менее 10 Гбайт, наличие в стандартной поставке оптических накопителей.

Выводы и оценки

1. Стоимость владения ноутбуком в течение 5 лет и эксплуатируемого в основном стационарно не превышает трети его продажной цены. Заметим, что это меньше, чем данные Gartner Group, согласно которым стоимость технического обслуживания ноутбука в США в 2001 году составляла примерно половину его стоимости. Это можно объяснить тем, что в США выше стоимость времени технического персонала, а также тем, что мы, возможно, не все учли. Например, мы не учитывали затраты на потерю времени от прерывания работы при поломке ноутбука, а только прямые затраты на ремонт.
2. Расходы на обслуживание во время срока гарантии крайне малы (несколько выше у RoverBook). Поэтому основной критерий выбора здесь – просто психологический дискомфорт от частых поломок. Здесь лучшие выглядят мировые марки – IBM, HP/Compaq, Dell и Toshiba.
3. Большую часть общих расходов, которые несет владелец в период эксплуатации, составляет постгарантийное обслуживание. При этом основные расходы связаны с заменой дисплеев. У тех производителей, которые обеспечивают трехлетнюю гарантию, постгарантийные расходы на партиию из 5 компьютеров оказались на $1000–1500 ниже, чем у тех, кто предоставляет меньшие сроки. В лучшую сторону по стоимости постгарантийного обслуживания выделяется IBM и Compaq. В худшую – фирмы, у которых гарантия 1 год – HP и Bliss.
4. Наименьшую результирующую стоимость обслуживания имеют ноутбуки IBM и Compaq.
5. Наименьшей совокупная стоимость владения оказалась у модели MaxSelect Powerook 735, следом за ней идут Compaq Evo N610c и iRU Stilo 1015. В худшую сторону выделился Fujitsu Siemens Lifebook E7010. У остальных моделей стоимость владения находится примерно на одном уровне (с учетом погрешности оценки).
6. Заметим, что разница стоимости владения между моделями, скажем RoverBook и IBM составила $290 на один ноутбук, т.е. чуть больше $50 в год. За эту цену вы получаете чуть ли не самое большое количество специальных технических «фенечек», повышенную безопасность и удобство, бережете свои нервы и повышаете свой имидж. Стоит ли платить эту цену – решать вам.

 
сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом