Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов


Сервокомп: решение, адекватное задаче



задача:
Корпоративынй веб-портал
другие решения:
Город-Инфо: портал - это архитектура





 

Компания ”СервоКомп” – один из ведущих разработчиков интегрированных автоматизированных комплексов для телекоммуникационного и фондового рынков. Основная линейка технологических продуктов компании создана на основе технологий Oracle.

Как заметили специалисты "СервоКомп”, используемая для обозначения информационного портала предприятия (Enterprise Information Portal) аббревиатура EIP может расшифровываться и иначе – Enterprise Information Planning, т.е. управление информационными ресурсами (по аналогии с ERP). Несмотря на то, что основная технология, на которой построены все интернет-решения, существует уже более десяти лет, а интернет признается и используется всеми как средство ведения бизнеса, информационный канал, средство развлечения и обучения, сами интернет-решения при всем своем многообразии вызывают массу споров. Как правило, они идут вокруг целесообразности применения той или иной технологии для решения конкретной задачи: насколько это эффективно и адекватны ли достигнутому результату затраты сил и времени? И наибольшее количество сомнений связано как раз с информационными порталами.

Однако не так давно локальная сеть предприятия казалась далеко не обязательным рабочим инструментом: зачем тратить деньги, время, нанимать сетевых специалистов, держать их в штате? Сегодня руководителя предприятия, не признающего необходимости построения внутренней сети, сочли бы некомпетентным.

Обратимся к задаче. "СервоКомп” предлагает построить портал на основе продуктов корпорации Oracle. В линейке продуктов версии 9i существует готовое решение – Oracle Portal, входящее в состав Oracle Application Server.

О применениях портала
Можно выделить два основных типа порталов – интеграционные и ориентированные на работу с документами. Интеграционный портал выступает как средство объединения различных программных приложений. Благодаря ему все сотрудники предприятия получают единую удобную среду для работы с интернет-сайтами, ERP-системами, электронной почтой и любым другим программным обеспечением. Такой портал полезен большим предприятиям, особенно тем, на которых рабочие места настроены на определенную узкую функциональность в условиях "лоскутной” автоматизации.

Во втором случае портал служит специализированной средой для работы с документами. Если на предприятии используется много различных документов – должностных инструкций, приказов, рабочей документации, технической литературы и маркетинговых материалов, – то можно без программирования собрать внутренний портал для хранения и обновления этих документов и разбить его на разделы, например, по подразделениям, чтобы каждое подразделение имело доступ к определенным группам документов. Эта система позволит сотрудникам (разумеется, при наличии соответствующих прав) самостоятельно размещать в портале документы: если не использовать портальное решение, придется всякий раз обращаться к веб-мастеру или системному администратору.

Оба типа порталов исключительно полезны для холдингов с распределенной структурой, имеющих филиалы в разных городах. Сотрудники отделений, оторванных от основной фирмы, всегда могут войти на корпоративный портал и посмотреть свежие рекламные материалы, техническую документацию и т.д.

Интеграция в действии
Какой бы всеобъемлющей ни была система комплексной автоматизации, она никогда не покроет всех потребностей конкретного предприятия. Даже после доработки остаются функции, которые по-прежнему выполняются с помощью отдельных специализированных программ, – скажем, средства для работы с интернетом и электронной почтой, стандартные офисные приложения не заменяются практически никогда. Поэтому потребность в объединении разнородного программного обеспечения остается, и портал – весьма эффективное средство решения этой проблемы.

Он может стать общей средой для различных приложений, используемых на предприятии, и других рабочих инструментов. Пользовательский интерфейс такой среды выглядит как экран, разбитый на области. В одной находится список нужных пользователю веб-страниц, в другой – почтовая программа, в третьей – некоторый раздел ERP-системы, в четвертой – отчеты и графики и т.д. Пользователь по своему вкусу настраивает размещение этих областей, их размеры, цвета и другие параметры – все они сохраняются до следующего сеанса работы.

Очень удобно, что портал предоставляет каждому пользователю единую точку входа в систему: только раз, в начале работы с порталом, пользователь должен ввести свое имя и пароль, и после этого все приложения уже ”знают”, к каким функциям, документам и т. п. ему разрешен доступ, а к каким нет. Еще более существенно наличие единой точки входа для системного администратора: вместо отдельных списков доступа по каждому из приложений у него есть всего один общий список пользователей, в котором можно увидеть и при необходимости изменить права доступа любого сотрудника к любому ресурсу любого приложения. Благодаря этому на порядок упрощаются архив и устранение брешей в защите, не говоря уже об администрировании.

Настройка прав доступа в портале выполняется без программирования: специальный веб-интерфейс позволяет создавать группы и определять, к каким страницам, документам, системам они могут обращаться. Программирование может понадобиться для того, чтобы через портал интегрировать в общую систему безопасности какие-либо старые программы, не работающие в среде браузера. В этом случае придется написать модуль для запроса прав у портала.

Интегрируемые приложения могут быть самыми разными. Мы уже упоминали ERP- и CRM-системы, электронную почту, офисное программное обеспечение. Конечно, для подключения к порталу старых программ часто нужны стыковочные модули, обеспечивающие согласование форматов, поэтому запрошенная в нашей задаче интеграция установленной на предприятии финансово-учетной системы, возможно, потребует программирования – или не потребует: все зависит от того, что это за система.

Вполне возможно интегрировать в портал систему документооборота, в том числе и разработанную Oracle – она входит в состав Oracle Enterprise Application Server. Эта система не является полностью готовым решением, а представляет собой механизм, позволяющий задать движение документов и процедуры их обработки; благодаря этому она обладает достаточно высокой гибкостью.

Среди программных продуктов Oracle есть и система OLAP, называемая Oracle Express, работа которой также доступна через портал. Очень естественным применением портальной технологии является поддержка баз знаний, в которых сотрудники смогут фиксировать свой опыт работы, чтобы сделать его доступным коллегам.

Документы в портале
Перейдем теперь к порталам, предназначенным для хранения документов. В чем преимущество такого портала перед файловой системой? В том, что он представляет собой дружественную среду: продуманная система разделов позволяет легко находить нужные документы. В файловой системе постепенно образуется полная каша из каталогов, файлов, версий файлов и т.д., в которой трудно разобраться даже тому, кто работает с ней постоянно, в то время как при использовании портала порядок поддерживается автоматически. Конечно, и в файловой системе можно разработать правила хранения документов и обязать сотрудников следовать им, но поддержание установленного таким образом порядка потребовало бы серьезных организационных мероприятий. В портале же благодаря однажды созданной структурированной схеме работать правильно удобнее, чем работать неправильно.

Когда в компании принимается решение о создании портала для работы с документами, его построение начинается с исследования того, какие люди в каких подразделениях с какими документами работают. Аналитик проводит интервью и заполняет матрицу: по одной ее стороне указываются фамилии сотрудников и названия подразделений, по другой – типы документов, а в клетках – права сотрудников по отношению к соответствующим документам. На основе этой матрицы затем вырабатывается структура портала – какие будут разделы в хранилище документов, из чего будут состоять меню и т.д., – которая затем уточняется и совершенствуется с учетом пожеланий сотрудников.

Формирование структуры происходит в Web-интерфейсе без всякого программирования: сначала строятся иерархия разделов и список сотрудников, затем они связываются друг с другом. На среднем предприятии подобная работа занимает около двух недель.

Хотя документы распределены по вложенным папкам, как в файловой системе, фактически они хранятся в базе данных. Это сделано для упрощения администрирования и обслуживания, а также для повышения надежности: все эти аспекты хранения информации в СУБД Oracle продуманы до тонкостей. Есть и стандартные средства резервного копирования информации, и ее оперативное дублирование на специальный ”зеркальный” диск, и многое другое.

Портал обеспечивает хранение документов и ряд полезных функций для работы с ними. Так, доступ к документу, взятому кем-либо на редактирование, частично блокируется (остальные пользователи могут его только читать): эта возможность очень важна при любой коллективной разработке и просто незаменима, если участники проекта находятся в разных местах, Автоматически поддерживается доступ к предыдущим версиям документов: если решено их сохранить, рядом с последней версией документа появляется пиктограмма, по которой предоставляется доступ к его истории.

Естественно, в Oracle Portal есть и встроенное средство архива – UltraSearch, которое позволяет строить архивовые системы, подобные интернетовским. UltraSearch поддерживает около 150 популярных форматов файлов и индексирует базы данных (именно в них, как уже говорилось, размещаются документы, хранимые в портале), файлы, папки электронной почты, а также содержимое избранных интернет-сайтов, включая HTML-файлы в используемой на многих сайтах русской кодировке КОИ-8. Существует и совместимый с UltraSearch модуль русского грамматического разбора, правда, он не входит в стандартный пакет и должен покупаться отдельно.

Возможен архив по содержимому документов и по их атрибутам, как стандартным (автор, время создания, время последней модификации), так и дополнительным, добавляемым пользователем: например, тема, имя сотрудника, который последним работал с документом, сотрудника, который последним его модифицировал и т.д.

Если предприятие использует несколько баз данных, внешний сайт, внутренний портал, базу документов, учетную систему, то можно настроить архив так, чтобы он происходил не отдельно по каждому источнику, а по всем сразу. Тогда по одному запросу (скажем, о каком-то клиенте или каком-то продукте) будут найдены и файлы на файловом сервере, и документы в портале, и электронные письма и т.д. Но, разумеется, даже самые лучшие средства архива не избавляют нас от необходимости структурировать информацию.

В Oracle Portal предусмотрены два вида извещения сотрудников об изменении документов. Первый – изменение с подтверждением – применяется, когда документ не должен публиковаться без санкции определенного сотрудника. Если кто-либо отредактирует такой документ, ответственный сотрудник получает извещение, подтверждает свое согласие с новым вариантом и дает добро на его помещение в портал. Второй вид извещений – простые уведомления, рассылаемые по списку: скажем, сотрудникам отдела маркетинга сообщают о появлении новой рекламы или ”всем-всем-всем” – о новом приказе директора. Как показывает опыт, эта система довольно сложна. Для того чтобы письма приходили тем и только тем, кому должны, ее необходимо очень аккуратно настроить и тщательно поддерживать.

Для очень больших предприятий
Число обращений к корпоративному порталу может быть весьма велико. Если с ним постоянно работают десятки тысяч человек (как происходит, например, в самой корпорации Oracle), необходимо обеспечить обработку сотен одновременных обращений. Ни один веб-сервер с подобной нагрузкой справиться не в состоянии.

В таких случаях запросы распределяются между несколькими веб-серверами, причем Oracle предоставляет возможность так называемой балансировки нагрузки (load balancing), т.е. запрос всякий раз отправляется на тот сервер, который менее загружен. Собственный портал Oracle имеет достаточно сложную конфигурацию. Он поддерживается четырьмя серверами: один принадлежит отделу маркетинга, другой – сервисному подразделению, третий представляет собой портал технической поддержки, а четвертый собирает воедино информацию с трех предыдущих. В России порталы такого масштаба пока не строились, но в дальнейшем потребность в них, возможно, появится.

Если в портале есть статичные или частично статичные страницы, которые не нужно полностью перестраивать при каждом запросе, с большими нагрузками поможет справиться входящее в состав Oracle Portal средство Web Cache. Оно обеспечивает помещение таких страниц в специальный кэш и выдачу их по запросу без обращения к порталу и базам данных. Часто этот механизм ускоряет выдачу ответа пользователю в сотни раз и позволяет параллельно обрабатывать тысячи запросов.

Коробка и ключ
Несколько лет назад ряд российских компаний начал разработку собственных портальных решений. Однако отечественным фирмам вряд ли удастся конкурировать в этой сфере с крупными международными корпорациями: ни одна сфера бизнеса не развивается так быстро, как интернет-технологии, и понятно, что у ”китов” больше возможностей развивать свои системы, внося в них последние новшества. Благодаря тому, что на разработку программного обеспечения выделяются огромные финансовые и человеческие ресурсы, западные решения обладают более богатой функциональностью, быстро развиваются, хорошо поддерживаются и имеют явные преимущества перед отечественными разработками.

Что касается цены, то внедрение Oracle Portal может стоить от $10 тыс. до $30 тыс., если же заказчик решает устанавливать систему самостоятельно и покупает только лицензию, это обходится ему еще дешевле.

Будучи одним из наиболее опытных и успешных партнеров корпорации Oracle по Oracle Portal, компания "Сервокомп” недавно получила статус "Центра компетенции” по данному продукту. В настоящее время ”СервоКомп” завершает работу по созданию демонстрационного стенда, на котором заказчики смогут ознакомиться с различными применениями технологий построения порталов.

На основе технологий Oracle Portal ”СервоКомп” разрабатывает базу для CRM-модуля своей системы ”Абсолют” (создававшаяся первоначально как система расчетов для провайдеров услуг интернета и IP-телефонии, она постепенно расширяется, охватывая и другие аспекты деятельности предприятия). В ней будут иерархически организованные разделы для разных служб, где сотрудник, работающий с оборудованием, сможет зафиксировать информацию о проблемах, не отраженных в документации, и способах их решения, чтобы другим не пришлось потом ”наступать на те же грабли”.

Формы работы компании по построению корпоративных и информационных порталов могут быть различными –от продажи ”коробочного” решения со стандартной технической поддержкой до внедрения портала ”под ключ”. В ряде случаев компания в дополнение к ”коробке” организует на площадке заказчика цикл учебных семинаров для ИТ-специалистов. Это позволяет ускорить ”вхождение в продукт”: чтобы разобраться в Oracle Portal по документации, нужны месяцы, а на семинаре необходимые знания приобретаются за несколько недель. Каждый заказчик выбирает то, что ему больше подходит, в зависимости от масштаба проекта, бюджета и квалификации своих специалистов.

 
сетевой форум
архив
подписка на журнал
о сетевом

подписка на новости

подписка на журнал

архив номеров

архив новостей