Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

  ПРОЕКТ

Мультисервисная сеть


"Комстар": взгляд в будущее
"Комстар", известный и опытный московский телекоммуникационный оператор, обеспечивая своих клиентов надежным и разнообразным сервисом, не перестает думать о перспективах. Построение сети нового поколения – New Generation Network (NGN) – станет очередным шагом к новому уровню качества традиционных и расширению спектра новых высокопроизводительных интегральных услуг. О готовности к переходу компании на новую технологию рассказывает ее главный специалист по голосовым услугам Дмитрий Синицын.

Сервиса не бывает много
С самого начала своей работы на рынке сетевых услуг "Комстар" старается предоставлять их своим клиентам "в пакете", т.е. будь это телефония, ISDN, доступ в интернет или передача данных, подразумевается не одна услуга, а их комплекс, причем независимо от того, каким образом организован доступ клиента к этим услугам. К примеру, самая обычная телефонная линия от "Комстар" означает не только местную, междугородную и международную телефонную связь, но и ряд дополнительных бесплатных и платных сервисов, таких, как переадресация вызова, трехсторонняя аудиоконференц-связь, вызов-напоминание, а также доступ к справочно-информационным службам, в которых пользователь может заказать билеты на авиа- и железнодорожный транспорт, забронировать номер в гостинице, получить медицинскую или юридическую консультацию и многое другое. Перечень этих сервисов довольно длинный, и управляет ими клиент самостоятельно, набирая определенные коды на своем телефонном аппарате. При этом все перечисленные услуги предоставляются пользователю в кредит, а стоимость востребованных платных услуг включается в единый ежемесячный счет, даже если обслуживанием клиента занимались несколько компаний, с которыми "Комстар" сотрудничает.

Предоставляемые компанией "Комстар" способы доступа в интернет, рассматриваемые как услуги, также весьма разнообразны. Для любого выбранного клиентом канала связи – обычная телефонная линия, цифровая телефонная линия (ISDN) или цифровой поток E1 – предусмотрено несколько вариантов услуг. Для тех, кто располагает нашими линиями или каналами связи, предлагаются также различные варианты оплаты доступа в интернет: повременная тарификация, абонентский платеж с включенным объемом трафика и дополнительной платой за превышение или то же, но без ограничения трафика. Так, например, для пользователей сети "Комстар" есть очень удобная услуга коммутируемого доступа в интернет с поминутной тарификацией – "Dial Global", которая отличается простотой ее получения: не требуются ни дополнительный договор, ни специальная регистрация, ни покупка интернет-карты для пополнения счета, поскольку услуга предоставляется в кредит, а стоимость времени доступа включается в единый счет. Каждый может выбрать вариант, наиболее соответствующий его режиму работы в Сети. Для тех, у кого нет линии "Комстар", выпускаются предоплаченые карты для доступа в интернет (карты "Dial Public"), которые продаются практически по всей Москве. И, конечно, помимо собственно доступа "Комстар" предоставляет дополнительные сервисы и услуги, связанные с работой в интернете: регистрацию доменных имен, выделение IP-адресов, поддержку маршрутизации DNS, хостинг и прочее.

Напомним, что "Комстар" одним из первых среди московских операторов начал предоставлять услуги ISDN как стандартное решение SOHO (Small Ofice – Home Ofice) для массового потребителя, работающего в малом и среднем бизнесе.

ISDN умеет многое, но…
Собственная действующая сеть компании "Комстар" поддерживает международный стандарт Euro ISDN. По мнению специалистов компании, на сегодняшний день это одна из самых популярных и удобных для пользователей технологий. Прежде всего она означает единый со всеми европейскими и некоторыми азиатскими странами стандарт, позволяющий в коммутируемом режиме создавать как аналоговые, так и цифровые соединения Nх64кбит/с. Достаточно широк, отработан и доступен в России спектр подходящего ISDN-оборудования.

Услуги, которые компания "Комстар" предоставляет в Москве на базе технологии ISDN, можно разделить на две части. Это базовый доступ, организуемый по обычным телефонным линиям, и первичный доступ, предоставляемый по потокам с протоколом сигнализации Q.931 (наша сеть поддерживает и другие протоколы сигнализации). Базовый и первичный доступ различаются количеством каналов 64 кбит/с, которые могут быть одновременно задействованы пользователем – соответственно 2 или 30 (так называемые "В-каналы"). Приведем примеры построения корпоративной сети с использованием интегральных решений нашей компании.

Допустим, у клиента есть два небольших офиса в Москве и доступ к сети "Комстар" по одной линии базового доступа в каждом. Как правильнее распорядиться этим ресурсом? По одному B-каналу 64 кбит/с можно осуществлять внешние вызовы телефонной связи и разговаривать со всем миром либо использовать этот канал для доступа в интернет. Второй цифровой канал может служить для передачи данных между офисами. Этот канал связи можно назвать псевдопостоянным: хотя ISDN – соединение коммутируемое, время его установления очень мало (порядка 250 мс плюс гарантированная скорость передачи информации). Таким образом, оба офиса могут быть объединены в единую локальную сеть на скорости 64 кбит/с или даже на скорости 128 кбит/с, если задействовать оба канала. Технология ISDN позволяет использовать эти соединения в динамическом режиме: если в тот момент, когда заняты оба канала, приходит входящий звонок, один канал 64 кбит/с освобождается под голосовое соединение, а по окончании разговора полоса под данные вновь автоматически поднимается до 128 кбит/с.

Если потребности пользователя не вписываются в рамки базового доступа ISDN (BRA=2B+D), то он может воспользоваться первичным доступом ISDN (PRA=30B+D). Передача требуемого объема информации по нашей сети между двумя точками (двумя офисами) пользователя будет обеспечена необходимым количеством цифровых каналов Nх64кбит/с.

Второй пример: у пользователя есть головной офис, склад и магазин. В головном офисе установлена АТС, через которую предоставляются обычные аналоговые телефонные линии с номерами "Комстара"; это могут быть как "прямые" городские, так и внутренние номера сети "Комстар". Функциональность цифровых АТС, подключенных по цифровому потоку, позволяет использовать часть каналов в потоке для организации линии ISDN BRA и подключить стандартное цифровое оборудование с интерфейсом S0. Установив маршрутизатор, который снабжен интерфейсом S0, пользователь может получить доступ в интернет или объединить компьютерные сети удаленных филиалов. В них для обмена информацией будет достаточно установить по одной линии ISDN BRA. Если передача данных в головной офис нужна несколько раз в день на короткий промежуток времени, то в остальное время линиями ISDN BRA можно воспользоваться для офисной телефонной связи, для доступа в интернет, для удаленного цифрового соединения (с другими городами и странами), видеоконференций и т.д.

Все эти решения на базе технологии ISDN стали надежно работающей классикой. Но требования рынка, желание клиентов получать спектр услуг более высокого качества по более низким ценам заставляют нас искать новые решения. Пользователи начинают претендовать на широкополосный доступ в интернет, им нужна передача большого объема информации за короткое время, видеоконференции более высокого качества при тех же затратах.

NGN – сеть нового поколения
Совсем недавно компания "Комстар" объявила о начале масштабных преобразований – построении на основе технологии MPLS пакетной транспортной сети нового поколения New Generation Network (NGN). Новая сеть создается на базе маршрутизаторов Riverstone Networks, Inc. Она будет поддерживать одновременно протоколы ATM, Frame Relay и Ethernet, предоставит оператору гибкие возможности при построении сети и управлении ею, обеспечит высокоскоростную передачу информации как между узлами, так и между абонентами. В ее структуре заложены возможности плавного наращивания. Благодаря использованию канальных систем защиты от аварий, выполненных по технологии RPR, и технологий обеспечения стабильности MPLS Fast Reroute сеть будет очень "живучей". В случае нарушения работоспособности транспортного канала ("падения" фрагмента сети) или сбоя на каком-то узле в сетях традиционных технологий на восстановление требуется немало времени с привлечением персонала. В NGN каналы между двумя точками при сбое восстановятся автоматически. Задержки при этом не будут превышать 50 мс. Это позволит нам гарантировать пользователю необходимую надежность соединения, скорость передачи и величину задержек. После введения в эксплуатацию сети NGN мы будем готовы подписывать договоры на гарантированное качество обслуживания – QoS (Quality of Service) и SLA (Service Level Agreement). Новый пакет услуг будет представлен на выставке "Связьэкспокомм ‘2003" в мае.

Каналы NGN, обладающие высокой скоростью передачи, можно использовать для передачи разной информации. Это могут быть и телефония на базе технологии VoIP с приоритизацией голоса (которая обеспечивает более высокое качество передачи голоса, чем IP-телефония в обычном понимании), и услуги виртуальных частных сетей (как 3-го уровня – L3 IP MPLS VPN, так и 2-го уровня – VPLS), и видеоконференции, и доступ в интернет. И все это в одном канале доступа.

Соотношение "качество услуг / цена" станет для клиента более выгодным. NGN позволит более плавно регулировать полосу пропускания канала передачи данных пользователя. Гибкость будет достигаться за счет возможности определения объемов услуг на узлах клиентского доступа. В обычных же сетях передачи данных и голоса управление услугами осуществляется из одного центра; вся остальная сеть используется как транспорт, а узлы, к которым подключается "последняя миля", являются просто выносами сети. В новой сети себестоимость переданной в единицу времени информации будет для оператора (и, разумеется, для пользователя) ниже, чем в обычных сетях благодаря тому, что передача трафика будет управляемой и степень безаварийной загрузки сети – выше. Если, например, в сетях ATM принято считать критическим значение загрузки в 70–80% (всплеск загрузки на этом уровне может привести к сбоям), то средства MPLS Traffic Engineering в NGN позволяет перераспределять трафик по транспортной сети оператора таким образом, чтобы не допускать перегрузок и предоставлять клиентам услуги на затребованном ими уровне качества.

На наш взгляд, NGN будет широко использоваться для объединения локальных сетей, в том числе поддерживающих разные протоколы, прежде всего Ethernet. Если у клиента есть несколько локальных сетей с протоколами Ethernet, то по NGN их можно очень легко объединить между собой в единую ЛВС, получив доступ к сети NGN по уже имеющемуся стандартному интерфейсу и выполнив программные настройки клиентского оборудования.

Изначально заложенные в NGN высокие скорости передачи данных сделают возможным среди других современных услуг связи в крупных городах предоставлять также и услуги MetroEthernet.

Услуги, клиенты, NGN
Выбор поставщика оборудования под новую сеть не был для нас скорым. Технические специалисты компании тщательно проработали все тендерные предложения. Конечно, принималась в расчет существующая инфраструктура: транспортная сеть "Комстар", объем уже предоставляемых услуг, а также разнообразие организации доступа клиентов к сети и услугам, т. е. возможность передачи информации через стыки сетей, в которых поддерживаются различные канальные протоколы.

После того как будет окончательно сформирован пакет услуг в новой сети, мы четко определим для своих клиентов наиболее популярные способы доступа. По нашим представлениям пользовательское оборудование должно разместиться внутри одного устройства, достаточно "умного" и позволяющего предоставлять в едином канале различные виды услуг. Это будет первая сеть в Москве, которая поддерживает такое большое разнообразие протоколов. Поэтому линейка абонентского оборудования предполагается очень широкой. Один из возможных вариантов нового пользовательского оборудования – решение IP PBX, т.е. телефонная станция, позволяющая обрабатывать пакеты данных и преобразовывать их в ту информацию, которая нужна пользователю.

Первыми заказчиками сервисов новой сети скорее всего станут крупные компании с достаточной платежеспособностью, имеющие распределенные по Москве филиалы и испытывающие острую потребность в виртуальных частных сетях. Лаг отставания остальных клиентов, в том числе и частных, в заявках на высокопроизводительные услуги предполагается небольшим. Модернизировав сеть, мы сможем обойти несовершенство прежних технологий и сократить для наших пользователей сроки ввода в эксплуатацию самых передовых в мире услуг связи.

Материал подготовил Валерий Васильев

Портрет пользователя сети "Комстар"
У типичного пользователя мультисервисного доступа сети "Комстар" обычно несколько филиалов в Москве и один-два в других городах России. В каждом филиале установлены УАТС. Эти УАТС могут иметь общий план внутренней нумерации, обеспечивающий сокращенный набор номера. При наборе такого короткого номера в московском офисе производится соединение, например, с абонентом филиала в Петербурге или другом городе по организованным выделенным каналам связи. Доступ в интернет для филиалов в каждом городе организуется через местных провайдеров (в Москве он реализуется через сеть "Комстар"). Для поддержки этого сервиса мы сотрудничаем с местными операторами в регионе. В Санкт-Петербурге это компания "ПетерСтар". Канал, соединяющий нашу сеть с сетью петербургского партнера, позволяет "Комстару" предложить клиенту широкий спектр услуг для объединения сетевой инфраструктуры территориально разнесенных филиалов. Налаживание взаимодействия с сетью национального оператора ОАО "Ростелеком" в начале 2001 года по сигнализации ОКС-7 расширило географию цифрового коммутируемого доступа к региональным сетям и позволяет сегодня пользователям ISDN-услуг "Комстара" самостоятельно осуществлять переговоры, передачу данных, проводить видеоконференции с регионами России с гарантированным качеством и в пределах собственных потребностей. Перечень городов и количество абонентов региональных ISDN-сетей активно увеличивается с каждым годом и на сегодняшний день превысил 50 пунктов.

Все перечисленные выше услуги реализованы на базе нашей действующей сети, архитектура которой по мировым меркам устаревает. Решения очень интересные. Чтобы такой же спектр услуг заработал на NGN, нам еще предстоит серьезно поработать. Одно дело – возможности технологии, а другое – реальные услуги. Оборудование нужно не только установить, настроить и подключить пользователя, но еще и пользователю нужно предоставить услуги, а это подробные и понятные описания, конкурентные тарифы; кроме того, услугу необходимо правильно тарифицировать, обеспечить круглосуточную работоспособность, подготовить юридически грамотные формы договоров, организовать правильное выставление счетов. Поэтому для того, чтобы обслуживание наших пользователей оставалось на привычном для них высоком уровне, услуги на базе новой сети будут вводиться нами поэтапно. Сначала мы запустим комплекс наиболее востребованных услуг, а в дальнейшем будем его расширять.

Ирина Белашева, "Комстар"


сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом