Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

  ПРОЕКТ

Проект модернизации телефонной сети отеля или гостиничного комплекса

"Комстар": решение от оператора

Компания "Комстар" - не системный интегратор, а один из крупнейших отечественных коммерческих операторов связи, существует с 1989 года. Наряду с предоставлением собственно услуг телефонной связи, ее проекты часто включают построение внутренних распределительных сетей, поставку оборудования, ПО и т. д. Иначе говоря, компания делает все, что нужно по условию данной задачи, и единственная "проблема" заключается в том, что она делает больше. Далее, "Комстар" имеет немалый опыт работы именно с гостиницами, и для них сформировалось уже почти типовое решение, элементы которого можно было бы использовать здесь.

Получить все требуемые услуги у оператора связи, очевидно, выгоднее, чем подключаться через интегратора, - хотя бы потому, что во втором случае клиент должен платить интегратору за посредничество между ним и оператором. Правда, наш условный заказчик не хочет ничего менять в существующем подключении, но, по мнению специалистов "Комстар", это ошибочное решение: сорока внешних линий на 500 внутренних абонентов маловато, гостинице лучше иметь в полтора-два раза больше (мы еще вернемся к этому ниже).

Стандартное решение "Комстар" для гостиницы заключается в следующем. В гостиницу прокладывается волоконно-оптический кабель, затем в ней устанавливаются оборудование передачи, УАТС, а в случае необходимости также и распределительная сеть. Немаловажно, что при гарантии определенного ежемесячного объема телефонных переговоров (а у гостиниц эти объемы обычно достаточно велики) "Комстар" берет часть затрат на себя: проектирование и прокладка волоконно-оптического кабеля со всеми необходимыми согласованиями, а также установка оборудования передачи на нужное количество потоков в таких случаях выполняется за счет компании. УАТС комплектуется программой Comstar-Billing, о которой подробнее будет сказано ниже.

Сроки выполнения работ для "Комстар" определяются временем, необходимым на прокладку волоконно-оптического кабеля, которое в свою очередь зависит от того, где находится наш гостиничный комплекс. Поскольку сеть "Комстар" сейчас уже довольно плотно покрывает город, ориентировочно можно предположить, что на проектирование и прокладку кабеля потребуется 6-8 недель. За это время успеет дойти заказанное оборудование и можно будет провести необходимые работы по монтажу внутренней кабельной системы.

Кабельная система

Если в здании имеется внутренняя кабельная сеть, специалисты "Комстар" обязательно исследуют ее и по результатам своей экспертизы определяют, действительно ли она пришла в негодность и нуждается в замене. Очень часто плохое общее состояние системы связи ошибочно приписывают кабельной сети, в то время как на самом деле оно обусловлено, например, качеством входных линий. Бывает, что в замене нуждаются лишь некоторые участки сети, а другие вполне можно использовать. Тогда лучше поступить именно таким образом, поскольку построение внутренней кабельной сети - дорогая часть проекта.

Корпуса, разумеется, нужно будет соединить. Не имея планов зданий и территории, невозможно говорить о том, как это лучше сделать, хотя для трех корпусов, связанных между собой переходами, видимо, разумно будет ими и воспользоваться. Если для подключения технического корпуса окажется целесообразным проложить кабель под землей, то для "Комстар" это не проблема, поскольку земляные работы так или иначе будут предусмотрены проектом в связи с прокладкой волоконно-оптического кабеля.

Разместить УАТС можно будет где угодно, а точнее там, где удобнее всего оборудовать для нее специальное закрытое помещение, соответствующее техническим условиям: с гарантированным электропитанием, заземлением, антистатическим покрытием полов, хорошей вентиляцией, возможностью поддержания заданной температуры и влажности и т. д. И, конечно, кросс распределительной сети должен быть установлен там же или поблизости.

Строительство внутренних сетей "Комстар", как правило, выполняет с помощью подрядчиков. Здесь возможны два варианта: либо компания берет на себя генподряд, либо рекомендует заказчику своего проверенного подрядчика, и они заключают договор между собой. Понятно, что второй вариант несколько дешевле, но хлопотнее для заказчика.

УАТС

По условию задачи гостинице нужна новая надежная УАТС. Компания "Комстар" других и не предлагает: она работает только с теми поставщиками телефонного оборудования, которые являются мировыми лидерами и действительно гарантируют бессбойное функционирование своей продукции.

Но чтобы определить, какая именно УАТС нужна нашей условной гостинице, специалисты "Комстар" должны были бы уточнить пожелания представителей заказчика: предполагает ли заданное в условии требование трехкратного масштабирования соответствующее увеличение числа внутренних телефонных номеров? Маловероятно, чтобы это реально понадобилось - ведь основная масса телефонов приходится на гостиничные номера, а их число не может существенно измениться. Если ограничиться максимумом в 750 внутренних номеров, эффективным и экономичным решением будет УАТС "Меридиан-1" компании Nortel Networks в варианте 11c, если же настаивать на цифре 1500, возникающей при буквальном прочтении условия, то "Комстар" считает целесообразным построить решение на базе УАТС Hicom-300E корпорации Siemens. Эта конфигурация допускает расширение до 10 тыс. внутренних линий, но значительно дороже: "Меридиа"н обойдется чуть меньше чем в $70 тыс., а Hicom - более чем в $110 тыс. (Сюда не включена стоимость оборудования DECT, которое у Siemens почти вдвое дороже, чем у Nortel, и цифровых телефонных аппаратов, которые у Siemens, наоборот, несколько дешевле.)

Набор функций обеих станций (как, впрочем, и других современных УАТС того же класса) обеспечивает все, что требуется по условию нашей задачи. Есть автоинформатор, есть система автоматической диспетчеризации звонков (automatic call distribution), которая распределяет вызовы между несколькими телефонистками, а если звонящих больше, чем телефонисток, организует очередь. Система голосовой почты может быть установлена в соответствующую УАТС за отдельную плату порядка $10 тыс. (точная сумма зависит от конфигурации). За небольшую дополнительную плату может быть установлена и система маршрутизации по наименьшей стоимости (Least Cost Routing). Необходимые администрации функции переадресации вызовов, создания групп, организации трехсторонних и многосторонних конференций и т. п. также стандартны для УАТС и заложены в их ПО.

Обе УАТС позволяют подключить и нужное число базовых станций DECT для обеспечения беспроводной связи, но это довольно дорого, поэтому специалисты "Комстар" подсчитали стоимость соответствующей системы не на 100, а всего на 50 абонентов. Оборудование DECT на 50 беспроводных трубок для станции "Меридиан" обойдется чуть дешевле $14 тыс., для Hicom - примерно в $24,5 тыс.

Внутренние абонентские линии

Предложение "Комстар" предусматривает использование трех видов внутренних абонентских линий: аналоговых, цифровых и ISDN с интерфейсом SO. По аналоговым линиям подключается большинство гостиничных номеров; соответственно в номерах устанавливаются аналоговые аппараты - простые, прочные и дешевые, чтобы не очень страшно было такой аппарат уронить и не слишком жалко разбить. Можно оставить и нынешние телефоны (при условии, что они поддерживают тоновый набор).

Цифровые абонентские линии (решение с использованием "Меридиан" предусматривает 16 таких линий, с использованием Hicom - 24) проводятся в кабинеты сотрудников администрации гостиницы, и к ним подключаются цифровые телефоны того же производителя, что и УАТС. Nortel предлагает три вида телефонных аппаратов стоимостью $132, $284 и $382, а Siemens - тоже три стоимостью $90, $150 и $258. Расширенные возможности цифровых аппаратов - переадресация звонков, сложное программирование функций и т. д. - не очень нужны постояльцу гостиницы, но существенно повысят эффективность работы администратора, для которого телефон - один из основных рабочих инструментов.

И наконец, линии ISDN с интерфейсом SO (их предполагается восемь) предназначены для подключения видеотелефонов. Эти линии можно провести в номера класса люкс или в специальную комнату для видеопереговоров. По линиям ISDN можно также подать в гостиницу высокоскоростной интернет и для администрации, и для гостей: представители "Комстар" считают, что современные гостиницы непременно должны обеспечивать эту услугу.

Внешние линии и оптимизация оплаты

Вместо 40 внешних линий "Комстар" предлагает подключить два или три потока E1 на 2 Мбит/с (в каждом таком потоке 30 соединительных линий), чтобы гарантировать, что каналы никогда не окажутся заняты все разом. (Подключение нового потока почти не требует дополнительных затрат - нужно лишь добавить в УАТС одну-единственную плату.) Для надежности связь будет предоставляться с разных независимых коммутаторов, с тем чтобы в случае аварии на одном - а от этого никто не застрахован - можно было звонить через другой (или другие). Подобное резервирование своей сети "Комстар" всегда предусматривает для крупных клиентов.

"Комстар" категорически не рекомендует продолжать использование аналоговых линий МГТС с сигнализацией R 1.5, к которым сейчас напрямую подключены телефоны различных гостиничных служб. Во-первых, включение аналоговых линий, а не цифровых потоков существенно удорожает УАТС, во-вторых, МГТС берет за эти линии высокую плату, поскольку тарифицирует их как соединительные, а качество связи они обеспечивают низкое. Возможно, стоит на некоторое время сохранить те номера, которые широко известны, но в принципе нашей условной гостинице нет смысла пользоваться услугами МГТС: цифровые линии и надежнее, и качественнее, и дешевле.

Вообще у коммерческих операторов связи принципиально иной подход к тарификации, чем у МГТС, - они способны гибко изменять тарифы в зависимости от различных условий, в частности, снижать расценки при больших объемах переговоров. Поэтому, кстати, гостинице в общем случае выгоднее выполнять все звонки через одного и того же оператора. Если же по каким-либо причинам целесообразно пользоваться услугами нескольких операторов с разными тарифными планами, УАТС комплектуется системой Least Cost Routing, направляющей каждый звонок по каналу того оператора, у которого он в данный момент дешевле.

А вот подключаться к оператору, предоставляющему междугородную и международную связь по IP-каналам, по мнению специалистов "Комстар", не следует, хотя компания сама является одним из таких операторов и технически современные УАТС это позволяют. Для гостиниц телефонная связь является одним из важнейших источников дохода и должна иметь гарантированно высокое качество, а IP-телефония на современном этапе своего развития этого обеспечить не может. Если же постоялец сам захочет сэкономить деньги за счет качества, ничто не мешает ему воспользоваться картой IP-телефонии.

Comstar-Billing

Хотя все современные УАТС имеют свои биллинговые системы, "Комстар", как уже упоминалось, предлагает заказчикам сертифицированную программу собственной разработки под названием Comstar-Billing, и большинство клиентов предпочитают именно ее. Почему? В первую очередь представители "Комстар" объясняют это тем, что они, будучи операторами связи, лучше представляют себе требования к биллингу и его возможности, чем производители оборудования. Comstar-Billing обеспечивает исключительную гибкость тарификации: можно выставлять счета по своему тарифу для каждой линии, менять тарифы в течение дня, различным образом тарифицировать разные группы абонентов (например, постояльцев и сотрудников администрации; или представим себе, что в отеле остановилась делегация, руководители которой собираются централизованно оплачивать определенные виды переговоров и заранее договорились с администрацией о специальных расценках на них).

Во-вторых, название Comstar-Billing отражает лишь часть функций программы: в действительности она обеспечивает не только выставление счетов, но и мониторинг системы, позволяет видеть загрузку каналов, распределение ресурсов, предоставляет всю необходимую техническую информацию для управления телефонной сетью. У программы очень дружественный интерфейс, и работе с ней легко обучиться, так что со всем множеством ее функций может работать один-единственный человек. Тем самым использование Comstar-Billing значительно снижает затраты на администрирование системы.

Информация, выдаваемая Comstar-Billing, имеет формат, позволяющий использовать ее в любой программе выставления счетов, и система, которая работает в нашей гостинице, наверняка не является исключением. А поскольку Comstar-Billing - собственная разработка "Комстар", программисты компании всегда могут внести в ПО необходимые изменения при возникновении специфических требований.

Сопровождение и обучение

Если общение заказчика с интегратором, вообще говоря, заканчивается после подписания акта о выполнении работ (для всего дальнейшего требуется, так сказать, специальный повод - например, договор на обслуживание), то общение его с оператором связи, наоборот, именно с этого момента по-настоящему начинается, причем оператор самым непосредственным образом заинтересован в том, чтобы телефоны у заказчика работали идеально. Стандартно "Комстар" берет техническое сопровождение телефонных систем клиентов на себя; большинство операций по администрированию, обслуживанию и даже устранению неисправностей современные УАТС позволяют выполнять дистанционно, но при необходимости специалисты компании, конечно, выезжают на место.

"Комстар" проводит обучение работе с программой Comstar-Billing и элементарному обслуживанию УАТС. Если же заказчику необходим специалист, умеющий конфигурировать телефонную станцию, "Комстар" может организовать для какого-либо сотрудника обучение в сертифицированном учебном центре. (Доступ к средствам конфигурирования УАТС может получить только сертифицированный специалист по этой УАТС, имеющий соответствующий документ.)

Что к этому добавить? Пожалуй, только то, что услугами компании "Комстар" пользуются такие московские гостиницы, как "Балчуг", "Славянская", "Россия", "Космос". Особенно наша задача напомнила специалистам компании комплекс "Измайлово", где тоже несколько зданий, хотя он, конечно, значительно крупнее.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом


"INLINE Technologies"
"ДИОНА"
"Комбеллга"
"Комптек"

Rambler's Top100