Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

  ПРОЕКТ

Проект модернизации телефонной сети отеля или гостиничного комплекса

"КомпТек": гостиница в коробке и гостиница по мерке

Компания "КомпТек" - технологический дистрибьютор, т. е. поставляет не столько оборудование, сколько решения. Реализацией решений занимаются системные интеграторы - партнеры компании, а степень участия в проекте самого "КомпТека" может в зависимости от обстоятельств варьировать от поддержки третьего уровня (т. е. консультаций по наиболее сложным вопросам) до выполнения всего комплекса работ по проектированию.

"КомпТек" известен как центр современных коммуникационных технологий. В нем действуют лаборатория совместимости, где проводится отработка новых решений, учебный центр, в котором могут пройти подготовку специалисты партнеров и заказчиков, служба поддержки и база знаний с Web-интерфейсом для работы с запросами партнеров.

Компания фокусирует свою деятельность на таких новых технологиях в области связи, как IP-телефония и системы компьютерно-телефонной интеграции. Тем не менее поставленная задача, по мнению специалистов "КомпТека", сегодня наиболее эффективно решается на основе традиционной АТС.

"Комптек" - Золотой бизнес-партнер компании Avaya Communication. Портфель предложений Avaya на протяжении ряда лет содержит комплексное аппаратно-программное решение для гостиниц под названием GuestWorks, которое прошло проверку временем и используется во многих знаменитых отелях за рубежом. "КомпТек" рекомендует нашей условной гостинице похожий вариант - классическую АТС Definity со специальным программным обеспечением для гостиничного бизнеса, аналогичным применяемому в GuestWorks. Данное решение тоже широко применяется, оно гибче, несколько дешевле и свободно от проблем с русификацией.

Телефонная станция Definity

УАТС Definity - современная цифровая станция, закрывающая широчайший диапазон потребностей заказчика: от скромных 8x24 до более чем внушительных 4000x24 000. (Первое число соответствует количеству входных линий, второе - количеству внутренних.) Она выпускается в трех конструктивах, каждый из которых может плавно наращиваться от минимальной до максимальной конфигурации. Компактная модель Definity CSI может достигать емкости около 600 портов, но этого нашей гостинице хватит только "впритык", без учета возможностей расширения, поскольку часть портов необходимо предоставить для соединительных линий. Поэтому специалисты "КомпТека" порекомендовали для данной задачи модель Definity SI, поддерживающую до 2400 абонентских линий и до 400 соединительных.

Эта модель отличается высокой отказоустойчивостью, в частности, поддерживает "горячее" резервирование процессоров: устанавливается второй процессорный комплекс, который работает синхронно с первым, дублируя все операции, и если ведущий комплекс отключается, резервный просто продолжаетработу один. Таким образом, в случае отказа любого элемента процессорного комплекса об этом станет известно только администратору, а никто из пользующихся станцией ничего даже не заметит. Замена неисправного компонента - дело нескольких минут, включая перезапуск операционной системы, а для основных элементов периферии предусмотрена и "горячая" замена.

Станция поддерживает практически все существующие протоколы традиционной телефонии, в том числе и отечественные системы сигнализации, включая "челнок" R1.5, подключение которого требуется в задаче. Цифровые интерфейсы Definity позволяют расположить телефонный аппарат на расстоянии чуть более километра от станции; таким образом, все здания комплекса могут быть обеспечены многоканальной цифровой связью из единого коммуникационного центра. Аналоговые интерфейсы Definity еще "дальнобойнее" - для них расстояние может достигать 6 км.

В случае если телефонная система оказывается распределенной, эта же модель станции может обеспечить работу двух или трех коммуникационных узлов, соединенных между собой волоконно-оптическим кабелем и работающих как единое целое, т. е. как одна телефонная станция.

Стоимость УАТС Definity, по оценке специалистов "КомпТека", составляет около $150 за порт. Это невысокая цена для станции такого класса, а для определенных конфигураций она может оказаться и заметно ниже.

Телефонные аппараты

Компания Avaya выпускает цифровые телефонные аппараты, предназначенные специально для работы со станциями Definity, с массой функций, меню, выдаваемыми на экран, и т. д. Они работают по одной медной паре, которая обеспечивает также подачу к аппарату фантомного электропитания.

К Definity можно подключать и обычные аналоговые телефоны любых марок. Скажем, если в нашей гостинице вместе с УАТС Panasonic использовались аналоговые аппараты Panasonic, они успешно будут продолжать работать и с Definity. В этом случае мы получаем одноканальные телефоны без какой бы то ни было дополнительной индикации на дисплее. Служебная информация передается на них другими средствами: например, после появления в ящике голосовой почты нового сообщения тон гудка в трубке изменяется и становится реверберирующим. Определив по звуку гудка, что его ждет сообщение, абонент может позвонить на номер голосовой почты и прослушать оставленную для него запись.

DWBS-DECT

В качестве средства обеспечения мобильности персонала "КомпТек" рекомендует выпускаемую Avaya специально для Definity систему микросотовой связи DWBS-DECT (Definity Wireless Business System - Digital European Cordless Telephone). Это одна из самых серьезных и масштабируемых DECT-систем: она позволяет подключить до 16 тысяч трубок и до 128 базовыхстанций - более чем достаточно для любой разумной задачи, в том числе и для нашей.

Трубки, используемые с DWBS-DECT, весят 140 г, крепятся к поясу, а по возможностям примерно аналогичны цифровым телефонным аппаратам: интегрируются с системами голосовой почты Definity, имеют индикатор, извещающий о получении сообщений, поддерживают трехсторонние конференции, перенаправление звонка, параллельную обработку звонков и организацию очередей, определяют номер, с которого пришел звонок, и т. д. В принципе мобильные абоненты могут принимать звонки в качестве агентов операторского центра - конечно, не на постоянной основе, а в тех случаях, когда очередь звонков оказывается перегружена и дежурные телефонистки не справляются.

Сотовое покрытие у DWBS-DECT стандартное для систем такого рода - 250 м на открытой местности и от 20 до 50 м в помещении. Таким образом, покрытие территории гостиничного комплекса заведомо обеспечивается, поскольку расстояние между зданиями нигде не превышает 250 м, а внутри зданий все зависит от планировки и от материалов, из которых выполнены стены и перекрытия: понятно, что "европерегородки", обладающие высокой радиопрозрачностью, пропускают сигнал лучше, чем кирпич или бетон. Для определения того, сколько базовых станций следует разместить на каждом этаже и где именно, обязательно нужны не только поэтажные планы, но и натурные испытания. Предположительно покрытие одного этажа можно обеспечить двумя или четырьмя базами.

ПО для гостиницы

Собственное ПО Definity обеспечивает распределение звонков между операторами и создание очередей, а специальная плата Announcement Board позволяет записывать объявления и автоматически проигрывать их по телефону. Кроме того, в Definity может быть установлена специальная плата расширения с системой голосовой почты AUDIX, поддерживающей до 16 портов (т. е. одновременных обращений к системе) и способной хранить до 100 часов записанных сообщений. Системы с такими параметрами вполне достаточно для организаций масштаба нашей гостиницы.

Существует и более мощное решение - система универсальной обработки сообщений Intuity. Это отдельный аппаратно-программный комплекс, способный подключаться не только к Definity, но и к УАТС других производителей, который обеспечивает обмен факсами, голосовой почтой и электронными письмами в виде единого сервиса, интегрированного, например, в Microsoft Exchange. Для гостиниц Avaya предлагает специализированную версию системы - Intuity Lodging.

Если руководство нашей условной гостиницы остановит свой выбор на Definity, специалисты "КомпТека" рекомендовали бы ему обратить внимание также на Hospitality - набор специализированных "гостиничных" функций, устанавливаемых на УАТС Definity.

Например, они позволяют составить номерной план, совпадающий с нумерацией комнат, в том числе и для сложных случаев, когда эта нумерация неочевидна (вполне возможно, что наша гостиница из-за наличия двух жилых корпусов представляет собой именно такой случай). С их помощью можно заблокировать телефон в номере при отъезде постояльца, чтобы никто не воспользовался им за счет гостиницы (при этом разрешается запретить не все, а лишь некоторые типы переговоров - скажем, оставить возможность разговора по внутреннему телефону или вызова спецслужб); организовать автоматическую побудку (на родном языке постояльца) и так называемую VIP-побудку, когда вас будит "живой" голос, а не запись; перевести телефон в режим "не беспокоить" (входящие звонки будут перенаправляться в систему голосовой почты) и т. д.

В качестве программы биллинга "КомпТек" может порекомендовать "Барсум" (компания "Рексофт", Санкт-Петербург).

Маршрутизация звонков

Проблема оптимизации стоимости междугородных и международных разговоров решается в современных УАТС с помощью механизма маршрутизации по наименьшей стоимости (Least Cost Routing). В Definity его реализует система под названием ARS World Class Routing (ARS - Automatic Route Selection, автоматический выбор маршрута), выбирающая самый дешевый из доступных в данный момент каналов. Имеется также функция ARS Partitioning, позволяющая различным образом назначать маршруты для звонков пользователей из разных групп (скажем, звонок на один и тот же номер от сотрудника администрации гостиницы и от постояльца может быть направлен по разным каналам).

Станция Definity может включать в себя IP-шлюз для подключения к оператору IP-телефонии. Поскольку расценки у этих операторов значительно ниже, чем у традиционных, такое подключение способно обеспечить как экономию средств гостиницы, так и более низкие тарифы для постояльцев. Правда, каналы IP-телефонии уступают традиционным с точки зрения качества связи, но УАТС позволит решить эту проблему, организовав автоматический выбор канала в зависимости от качества. Тогда, если мониторинг IP-канала покажет, что связь ухудшилась (увеличился процент потери пакетов, удлинились задержки), звонок автоматически будет направлен не через IP-шлюз, а по ISDN-каналу одного из коммерческих операторов. Ручной выбор между более дешевым и более качественным вариантом, разумеется, тоже возможен: чтобы его обеспечить, достаточно просто назначить разные коды для выхода на обычную телефонную линию и на линию IP-телефонии.

Те же и Intel

Готовые комплексные решения удобны, но не всегда подходят под специфические потребности заказчика. Поэтому специалисты "КомпТека" предложили и другой вариант, когда телефонная инфраструктура реализуется по-прежнему на базе станции Definity, а дополнительное ПО, устанавливаемое на отдельную машину, работает на оборудовании Intel Dialogic.

Речь идет о компьютерах с платой расширения Dialogic, которые выпускает подразделение коммуникационных продуктов (Communication Product Group) корпорации Intel; их стоимость в зависимости от требований к отказоустойчивости может составлять от 10 до 20 тыс. долл. Плата Dialogic подключается по различным телефонным интерфейсам к любым АТС и обеспечивает открытую платформу для программирования всевозможных решений, связанных с телефонией.

В частности, можно запрограммировать любые функции обработки входящих звонков, маршрутизации, биллинга, специальные гостиничные функции наподобие имеющихся в Hospitality и т. д. Поддерживается разработка для разных операционных систем - для множества вариантов Unix, для Linux, для Windows NT, - так что выбор ОС определяется соображениями удобства разработки или эксплуатации.

Для Dialogic предлагается два уровня программирования: с помощью стандартного SDK, т. е. набора библиотек языка Си, и в специализированной среде, которая существенно упрощает и ускоряет процесс создания программ, избавляя разработчика от необходимости вдаваться в тонкости телефонных сигнализаций и позволяя ему сосредоточиться на логике программы. SDK поставляется бесплатно вместе с Dialogic, а среда программирования - за отдельную плату порядка $500.

Кто же напишет необходимое ПО? Если сотрудники IT-отдела гостиницы имеют достаточную квалификацию, им вполне под силу сделать это самим (конечно, желательно пользоваться средой программирования), если же нет, можно обратиться к внешнему разработчику. У "КомпТека" сложилась целая сеть партнеров, которые пишут системы для Dialogic по техническим заданиям заказчиков, причем давно - начиная с 1996 года, когда эти платы впервые появились в России.

Существуют, конечно, и готовые наработки, хотя каждая из них индивидуальна: имеются системы биллинга, обмена сообщениями, диспетчеризации звонков, выбора маршрута, есть шлюзы IP-телефонии, и что-то из этого, возможно, удалось бы использовать. А вот специализированной гостиничной системы отечественные программисты пока не написали (во всяком случае, в "КомпТеке" о ней не знают), так что ее скорее всего пришлось бы разрабатывать с нуля. Стоимость разработки ПО на заказ оценить сложно, но с большой вероятностью она окажется ниже, чем у аналогичных западных продуктов (даже при том, что они являются тиражными), поскольку труд программиста в России в среднем дешевле.

Достоинствами описанного подхода представители "КомпТека" считают независимость от УАТС и исключительную гибкость. Решение будет содержать те и только те функции, которые нужны заказчику, они будут работать в точности так, как он хочет, и сохранятся в прежнем виде при переходе на другую УАТС. Кроме того, благодаря открытости платформы решения тоже являются открытыми: их всегда можно дополнять, модифицировать и т. д.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом


"INLINE Technologies"
"ДИОНА"
"Комбеллга"
"Комстар"

Rambler's Top100