Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

  ПРОЕКТ

Проект построения системы речевых коммуникаций для фирмы, отделения которой связаны "тонкими" IP-каналами


ДИОНА: надежно, как скала
Группа компаний ДИОНА выступает в нашей "Галерее" во второй раз. Первый представленный ею проект, опубликованный в № 12/2002, также касался голосовой связи (задача заключалась в телефонизации гостиничного комплекса), и нынешний имеет с ним общие черты. Однако здесь, в отличие от решения для гостиницы, которое было "чисто телефонным", используется технология VoIP.

ДИОНА - сетевой интегратор, специализирующийся в области систем связи. Она является партнером многих ведущих производителей телекоммуникационного оборудования; из компаний, работающих на рынке речевых коммуникаций, назовем Clarent, VanguardMS (Motorola), RAD, IBM, GDC и Nortel Networks, которая присвоила ДИОНЕ статус авторизованного дистрибьютора. На этот раз, как и в предыдущем случае, специалисты ДИОНЫ предложили построить решение на базе производимой Nortel Networks УПАТС Meridian-1.

Связь между офисами
Итак, ДИОНА предлагает использовать УПАТС Meridian-1. В центральном офисе устанавливается модель Option 11C, к которой подключаются рабочие места всех сотрудников - сейчас их 200, а в новом офисе будет 250. По условию, в перспективе число сотрудников офиса может увеличиться в 2-3 раза; возможности расширения данной модели позволяют подключить до 700 абонентов, так что она будет способна обслужить офис и тогда, когда он вырастет.

Для отделений рекомендуется модель Option 11C Mini в конфигурации, обеспечивающей подключение до 48 абонентов. Ее вполне достаточно, поскольку в нашей задаче расширять отделения не планируется, а сейчас в каждом из них работает около 40 человек.

Все станции комплектуются интерфейсным модулем IP-телефонии Nortel ITG (IP-Telephony Gateway), через который они подключаются к имеющимся корпоративным каналам передачи данных. Таким образом, для разговоров внутри офисов используется обычная цифровая телефонная связь, а для разговоров между разными офисами - технология VoIP.

В принципе описываемое решение позволит осуществлять до 16 одновременных разговоров между отделениями, однако корпоративная сеть передачи данных имеет пропускную способность всего 64 кбит/с и даже при использовании самых современных технологий сжатия оцифрованной речи сможет поддерживать не более четырех разговоров одновременно. Впрочем, указанные в условии объемы междугородных переговоров между разными офисами не очень велики и имеющихся каналов на настоящий момент, видимо, будет достаточно. Если объем переговоров увеличится, каналы, естественно, потребуется расширить. При оценке необходимой пропускной способности специалисты ДИОНЫ рекомендуют исходить из расчета 10-12 кбит/с на каждый из параллельно ведущихся разговоров.

Если потребуется вести более 16 одновременных разговоров, решение можно масштабировать путем установки дополнительных плат ITG.

Связь между УПАТС центрального офиса и отделений будет осуществляться по фирменному протоколу MCDN. Поясним это решение. Дело в том, что многочисленные функциональные возможности современных УПАТС (конференц-связь, речевая почта, определение вызывающего абонента и т. д.) по умолчанию доступны только в пределах зоны обслуживания одной станции: протоколы сигнализации, используемые для организации взаимодействия между УПАТС, обеспечивают лишь ограниченный набор функций. Это справедливо даже для наиболее развитой на сегодняшний день сигнализация Q.SIG, поскольку организации, занимающиеся стандартизацией, просто не успевают за развитием телефонии.

Поэтому ДИОНА рекомендует построить телефонную систему целиком на станциях Meridian-1, как описано выше, и применить разработанный Nortel Networks фирменный протокол межсетевого взаимодействия MCDN (Meridian Customer Defined Networking Peer-to-Peer ISDN Protocol). Совокупность станций Meridian-1, объединенных по этому протоколу, представляет собой фактически одну большую распределенную виртуальную УПАТС, абонентам которой доступны все те же функции, что и в пределах их собственной физической станции.

В действительности, поскольку решение предполагает взаимодействие Meridian-1 с сетями передачи данных, специалисты ДИОНЫ советуют использовать и маршрутизирующее оборудование производства Nortel Networks. Конфигурация, основанная на оборудовании одной фирмы, вызывает меньше проблем и проще в управлении.

Для управления станциями Meridian-1 служит программа Optivity Telephony Manager; управление телефонными системами самого центрального офиса и всех отделений осуществляется с выделенной рабочей станции с ОС Windows NT, которая подключается к УПАТС центрального офиса (см. рисунок).

Рис. Схема организации системы речевой связи

Связь с внешним миром
Разумеется, каждой станции потребуется и подключение к телефонной сети общего пользования. Оно необходимо для приема внешних звонков; кроме того, ТфОП обеспечит экстренную связь между отделениями в случае перегрузки, отказа или ухудшения качества корпоративного IP-канала. Интерфейс и протокол сигнализации здесь определяются техническими условиями, выдаваемыми телефонным оператором. Для отделений и на настоящий момент для центрального офиса это будут аналоговые абонентские интерфейсы.

В условии сказано, что фирма рассматривает вопрос об отказе от аналоговых номеров и подключении к цифровому каналу. Специалисты ДИОНЫ настоятельно рекомендуют это сделать, поскольку в результате будут сразу обеспечены высокое качество речи и возможность использования многоканальных номеров. Получив после переезда цифровой канал, центральный офис подключится к нему через порты ISDN PRI.

Вообще номенклатура протоколов, поддерживаемых в Meridian-1, весьма широка и, в частности, включает отечественную сигнализацию R1.5, с которой не могут работать многие УАТС западного производства.

Если в корпоративной сети фирмы предусмотреть средства управления качеством сервиса (QoS), можно организовать автоматическое переключение внутренних разговоров на ТфОП при ухудшении качества связи по IP-каналу ниже заданных критериев - в системе административного управления станцией Meridian-1 такая возможность есть.

Телефонные аппараты
Станции Meridian-1 допускают подключение как цифровых телефонных аппаратов через цифровой интерфейс, так и аналоговых через аналоговый. Однако ДИОНА не рекомендует в данном случае второй вариант, хотя в ее "гостиничном" проекте, опубликованном в "Сетевом журнале" № 12/2001, он рассматривался как возможный. Почему?

Во-первых, офис - это не гостиница, здесь все абоненты УПАТС являются сотрудниками, а значит, в той или иной мере нуждаются в расширенных функциях цифровых аппаратов. Во-вторых, аналоговые интерфейсы несколько дороже цифровых, и то, что удается сэкономить на цене аппаратов, частично теряется на стоимости интерфейсов, - тем более что модель 11C Mini, которую ДИОНА рекомендует установить в отделениях, сразу комплектуется цифровыми платами. И, наконец, в-третьих, цифровые аппараты с прошлого года подешевели: скажем, модель M3901 - самая дешевая из предлагаемых Nortel - стоит уже менее $63. Именно ее специалисты ДИОНЫ предлагают установить на рабочие места сотрудников центрального офиса и отделений.

По желанию заказчика ДИОНА могла бы установить и более совершенные (и дорогие) телефоны, например, на рабочие места руководства. Впрочем, с точки зрения набора функций эти аппараты не отличаются от M3901 - разница лишь в наличии ЖК-дисплея и дополнительных клавиш, повышающих удобство управления этими функциями.

Что может Meridian
Для фирмы, подобной нашей, бизнес которой строится на обслуживании, главное - это клиент, и важно, чтобы он всегда мог дозвониться в фирму, чтобы было хорошо слышно, чтобы его быстро соединили с нужным человеком либо снабдили нужной информацией в автоматическом режиме, а если уж приходится подождать, дали бы послушать музыку. А если фирма разбросана по нескольким отделениям, особенно когда эти отделения находятся в разных городах (а то и странах), ей необходимо адекватное решение проблемы оперативных контактов.

УПАТС Meridian-1 обеспечивает и то, и другое на самом высоком уровне. Мы получаем требуемые по условию единое номерное пространство для всех офисов фирмы, возможность переадресации вызовов с любого номера на любой, в том числе и из отделений в центральный офис. Наличие на каждом аппарате второй линии даст сотрудникам возможность оперативно отвечать на срочные звонки, а функции голосовой почты позволят позвонившему оставить информацию для служащего, которого не оказалось на месте.

В Meridian-1 есть средства для организации автоматической обработки звонков, включая автоматическую телефонистку, автоинформатора и т. д. Существует и call-центр, разработанный Nortel Networks, но это слишком тяжеловесное и дорогостоящее решение для фирмы, где обработкой входящих звонков заняты всего два-три оператора, - достаточно встроенной в Meridian-1 функции так называемого группового номера, когда входящий звонок попадает на первый из двух или трех свободных телефонов.

Что касается биллинга, то в Meridian-1 имеется встроенная система сбора информации о звонках, которая работает с данными стандартного формата CDR (Call Detail Record). Эти данные могут быть переданы для обработки во внешнюю программу, такую, как "ФонексПро" (распространяется компанией "ЛексКом"), которая обеспечит распечатку счетов для оплаты подразделениями.

Как и в прошлый раз, ДИОНА подготовила по нашей задаче полноценное коммерческое предложение с предварительной калькуляцией стоимости проекта, которое мы размещаем на своем сайте. Необходимое оборудование и ПО обойдется, по оценке специалистов компании, приблизительно $55 тыс. для центрального офиса и приблизительно в $12 тыс. для каждого отделения.

Надежность решения
Стопроцентной надежности, запрашиваемой в задаче, не существует, но очень высокая встречается, и Meridian-1 служит этому отличным подтверждением. Степень надежности этой УПАТС составляет 99,999%, т.е. она может простаивать не более пяти минут в год.

Многие узлы Meridian-1 допускают резервирование, что также значительно повышает надежность. Кроме того, УПАТС может дополнительно комплектоваться встроенным источником бесперебойного питания, использование которого обеспечит бесперебойную работу телефонной связи в течение 2-4 часов после отключения электропитания. При наличии средств специалисты ДИОНЫ советуют установить ИБП на 4 часа в центральном офисе; его стоимость - чуть меньше $4 тыс.

Локальная сеть для центрального офиса
В задаче также предлагается спроектировать кабельную инфраструктуру для нового здания центрального офиса и дать рекомендации относительно состава активного оборудования.

Разумеется, спроектировать СКС можно, только имея архитектурные планы здания, однако специалисты ДИОНЫ, как и в предыдущем проекте, рассчитали ее ориентировочную стоимость на основе имеющихся данных.

Будем исходить из нормы 4 кв. м на человека. Поскольку на одном этаже размещается не более 100 сотрудников, можно принять площадь этажа за 400 кв. м. Примем ширину здания равной 10 м (два ряда комнат шириной 4 м + коридор шириной 2 м), тогда его длина - 40 м.

Серверную комнату и УПАТС целесообразно разместить на первом этаже, где будет меньше всего помещений для работы сотрудников, по центру. Вертикальная проводка в этом случае также пройдет по центру здания, и максимальная удаленность телефонного аппарата от станции составит не более 30 м (10 м - высота помещений с перекрытиями, плюс 20 м - половина длины здания). Умножив это расстояние на требуемое число рабочих мест (250), получим приведенную длину СКС - 7,5 км (это, как легко видеть, завышенная оценка, фактически кабеля потребуется заведомо меньше).

При реализации проектов, требующих строительства СКС, ДИОНА обращается к своему субподрядчику компании "МИКРОС Инжиниринг". Эта компания имеет лицензии на все виды работ по созданию кабельной инфраструктуры и любых технических коммуникаций здания; инженеры и сотрудники ее подразделения инсталляции прошли стажировку в учебных центрах ведущих мировых производителей инженерного оборудования. МИКРОС устанавливает оборудование швейцарской компании Reichle & De-Massari.

Новую сеть ДИОНА предлагает построить на коммутаторах Nortel Business Policy Switch (BPS) с поддержкой QoS, которые Nortel рекомендует для использования с платой ITG.

Обучение и сопровождение
Понятно, что чем квалифицированнее сотрудники ИT-отдела заказчика, тем больше операций по обслуживанию имеющейся техники они смогут взять на себя. Иными словами, чем больше средств вложить в обучение персонала, тем меньше будет необходимость в технической поддержке извне. Но поскольку сотрудник, ответственный за эксплуатацию оборудования, должен иногда брать отпуск, а кроме того, может заболеть, уволиться и т. д., полностью отказываться от поддержки, очевидно, не следует. Тогда возникает вопрос об оптимальном соотношении объемов обучения и внешнего сопровождения.

ДИОНА рекомендует обучить одного сотрудника заказчика (по-видимому, того, который сейчас обслуживает телефонную систему в центральном офисе) базовым принципам эксплуатации УПАТС Meridian-1 и разрешения нештатных ситуаций. Полученных знаний (которые он сможет передать другим специалистам фирмы) будет достаточно, чтобы заменить неисправную функциональную плату, настроить систему обработки вызовов или автоинформатор, углубленное же изучение оборудования в ДИОНЕ считают нецелесообразным. Ситуации, требующие вмешательства высококвалифицированного персонала, возникают крайне редко, и от них выгоднее застраховаться, заключив сервисный контракт.

И обучение, и сопровождение ДИОНА может взять на себя. Она является одним из пяти российских сервис-партнеров Nortel по обслуживанию УПАТС Meridian-1 (и одним из трех - по обслуживанию оборудования передачи данных Nortel), а учебный центр "ДИОНА Мастер Лаб" - один из трех авторизованных учебных центров Nortel на территории России. Продолжительность преподаваемого в центре курса базового обучения работе с Meridian-1 - 14 дней; он оплачивается из расчета $350 в день (включая питание). Рекомендуемые условия договора на обслуживание - 5 дней в неделю, 8 часов в сутки, стоимость в этом случае составляет 8% от стоимости обслуживаемого оборудования в год (для рассматриваемого проекта это ориентировочно чуть меньше $14,5 тыс.). По Москве время реагирования специалистов ДИОНЫ составляет 2 часа. При необходимости они выезжают в любую точку России и стран ближнего зарубежья, но очень многие нештатные ситуации с Meridian-1 могут быть устранены дистанционно.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом