Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

ADSL? Положи в пакет!

Приверженец классического комплексного стиля в мире телекоммуникаций компания "Комстар" весной нынешнего года предложила вниманию пользователей новую "коллекцию" услуг связи, выполняемых по технологии асимметричных цифровых абонентских линий – ADSL. О том, что представляет собой это решение, в беседе с корреспондентом журнала рассказывает заместитель руководителя отдела развития бизнеса компании Людмила Старикова.


Этой весной в моде коллекция ADSL от "Комстара"
Технологию ADSL трудно назвать новой: в мире она известна около 10 лет. Теперь же, по мере роста потребности в услугах широкополосного доступа, она начинает распространяться и на рынке телекоммуникаций нашей страны. Внедрение цифровых телефонных сетей в России происходило медленнее, чем в других странах, зато сети передачи данных развивались опережающими темпами. Технология ADSL – оптимальное решение для "цифровизации последней мили" и подключения к сети передачи данных, и ее развитие для российских телекоммуникаций можно считать вполне логичным.

Если вспоминать хронологию развертывания ADSL в Москве, то следует отметить, что несколько лет назад ее впервые предложили для реализации выделенного доступа в интернет. На волне интернетовского бума как-то забылось, что одновременно с работой в интернете эта технология позволяет получать дополнительные телефонные линии, не говоря уже о видеоуслугах. Существующий дефицит дешевых услуг связи при кажущейся перенасыщенности московсковского рынка связи заставил вспомнить об этих неиспользованных резервах обычной телефонной линии.

В октябре прошлого года компания "Комстар" предложила своим клиентам ADSL в тестовом режиме, а с марта нынешнего начала широко предлагать пакет услуг на ее базе. В него входят: телефония, доступ в интернет (до 7,5 Мбит/с в нисходящем потоке), организация VPN. Таким образом, обычная "медь" превращается в цифровой канал. Воспользоваться услугами в пакете или по отдельности может любой владелец телефонного номера МГТС либо "Комстара".

Кому это выгодно?
У услуг на основе технологии ADSL нет превалирующей целевой аудитории – это могут быть и крупные корпоративные клиенты, и частные пользователи. Они нужны тем, для кого недостаток телефонных линий или плохая связь – это недозвонившиеся клиенты, сорванные контракты, недополученная прибыль или даже прямые убытки. Конечно, для каждой категории потенциальных клиентов существует своя мотивация.

Крупные корпоративные клиенты, инвестируя значительные средства в ВОЛС, всегда могли получить любой набор услуг: выделенные линии, телефонную связь, доступ в интернет, видеоконференц-связь. Для них большое значение имеют качество и надежность услуг связи, которые они получают, как правило, от нескольких (двух-трех) операторов. Дублируя доступ по ВОЛС, в случае проблем у одного из операторов они могут избежать критических задержек в своем бизнесе. Ну а ADSL для крупного клиента – это великолепная возможность дополнительного резервирования, страховки от чрезвычайных обстоятельств у базовых операторов, последствия которых ликвидируются в лучшем случае за 12 часов. Конечно же, подключения ADSL будет недостаточно для обеспечения работы крупной компании. Но как временное, страхующее решение в рамках уже существующей инфраструктуры оно позволяет всегда иметь "под рукой" и широкополосный доступ в интернет, и IP-телефонию, и несколько обычных городских телефонных номеров. И все это – за счет небольших вложений. Это немаловажно, поскольку время создания собственных сетей уходит в прошлое, и деньги на ИТ-проекты считают даже самые крупные клиенты.

Несмотря на значительное снижение стоимости услуг традиционной телефонии и коммутируемого доступа, широкополосная связь по-прежнему остается недоступной для большинства малых и даже средних предприятий, которых только в столице более 100 тысяч. Однако сегодня у потребителей есть альтернатива – линия ADSL.

Компании малого и среднего бизнеса помимо получения широкополосного доступа в интернет легко могут с помощью ADSL телефонизировать свои офисы на базе уже имеющихся телефонных линий. Сколько городских телефонных линий реально нужно среднему офису? Как правило, одна-две, максимум четыре. Плюс к этому – хорошая внутриофисная связь. На рисунке показана схема именно такого подключения.

Если в офисе есть линии МГТС или "Комстара", на них можно установить интернет-линию и организовать требуемое количество телефонных номеров. При этом открывающиеся возможности можно использовать в любой комбинации – только дополнительные телефоны, только доступ в интернет или все вместе. Клиенту не нужно приобретать цифровое оборудование, оно устанавливается "Комстаром" и передается ему на ответственное хранение. Сам "медный провод" имеет пропускную способность, из которой обычное телефонное оборудование использует сотую часть. Новая технология позволяет "разогнать" его почти до 8 Мбит/с (примерно в 200 раз быстрее, чем по обычному модему). Важно, что телефон остается свободным – разговаривать, отправлять и получать факсы, работать в интернете можно одновременно. При этом компьютер или ЛВС подключены к интернету постоянно, и не нужно всякий раз дозваниваться до провайдера, чтобы установить соединение, как при использовании модема. Другими словами – это гениальное решение, которое позволяет реализовать потенциал уже проложенной "меди" и получить выделенный доступ. А если нужно объединить несколько небольших офисов в единую сеть, то это еще и самый быстрый, простой и экономичный способ организации виртуальной частной сети (VPN). Учитывая широкую географию распространения сетей МГТС и "Комстара", данным решением может воспользоваться практически любая московская компания.

ADSL versus IDSN. Меняй коньки на санки?
Клиенты иногда спрашивают, что лучше – ADSL или IDSN. Сравнивать возжности двух технологий очень сложно, поскольку IDSN – это технология цифровой телефонной сети в целом, а ADSL – цифровизация "последней мили", однако у пользователя нет времени разбираться в технических нюансах. Ему важнее понять потребительские свойства, которые скрываются за той или иной аббревиатурой.

Когда провайдер в Москве организует для клиента ISDN-доступ, ему приходится арендовать у МГТС отдельную линию. Не всегда она есть. Это существенное техническое ограничение, особенно остро ощущаемое в центре Москвы, где подведенные к зданиям телефонные 50- и 100-парники уже заняты. С помощью ADSL можно "цифровизовать" уже имеющуюся телефонную линию. Сравнение ширины полосы пропускания при выборе между ISDN и ADSL также решается в пользу последней. Стоимость же подключений по обеим технологиям примерно равна. Кроме того, такой объем услуг, какой реализуется в ADSL, по ISDN недостижим принципиально (вспомним, что это два канала по 64 кбит/с в одной телефонной линии). ADSL, сохраняя телефонное подключение, через которое она реализуется, предоставляет широкополосный доступ в интернет и плюс к этому до четырех IP-телефонов. Здесь у ADSL безусловные преимущества по сравнению с "конкурентом" – технологией ISDN.

Но стоит ли списывать одну технологию и полностью переключаться на другую? Не получится ли это то же самое, что, говоря словами известного российского барда, "менять коньки на санки"?

Не стоит забывать, что скорости ADSL обеспечиваются не на всем протяжении соединения: высокая скорость на "последней миле" этой технологии не гарантирована при работе, например, с каким-нибудь удаленным ресурсом. Поскольку интернет – сеть общего пользования, нет никакой уверенности, что всюду на магистральных участках работают протоколы динамического расширения полосы пропускания при пиковых подключениях пользователей. Там просто стандартные, хотя и достаточно широкополосные каналы, использующие, например, ту же ISDN, и, как в любой сети, там возможно возникновение "узких мест". Никто от этого не застрахован. Поэтому забывать об ISDN как альтернативе ADSL нельзя. В России в плановом порядке модернизируются государственные телефонные станции (ГТС) в 75 крупнейших городах. Это немало. Там технология технология цифровых телефонных сетей ISDN доступна практически каждому потребителю.

ISDN пока может конкурировать с ADSL по качеству при передаче видео и телефонных сигналов. Связь по всему миру для передачи видео использует именно стандарты ISDN (хотя в корпоративных сетях, где велики канальные емкости, с успехом используется видео поверх IP).

Следует учитывать и то, что пока эта технология широко используется государственными структурами, а также действует как корпоративный стандарт во многих (в подавляющем большинстве западных) компаниях. По оценке маркетологов "Комстара", ISDN останется востребованной еще как минимум два-три года.

Качество передачи сигналов в ADSL определяется протоколом TSP/IP на третьем уровне модели взаимодействия открытых систем. В этом состоит ее отличие от ISDN, представляющей собой цифровые коммутируемые каналы, кратные 64 кбит/с, которые реализованы на втором (канальном), более независимом от протоколов уровне. Однако есть уверенность, что благодаря широкой полосе пропускания новая технология сможет достойно конкурировать по качеству передачи сигнала с ISDN. Поскольку сосуществуют две технологии, то их совмещение расширит возможности коммуникации; это понимает весь мир, и поэтому разрабатывается большая линейка оборудования, которая позволит объединять пользователей различных технологий. "Комстар" вместе с одним из своих партнеров начал тестовые работы в этом направлении для проверки оборудования, осуществляющего конвертацию протоколов, совмещение видео по ISDN и видео поверх IP. Пока же качество видео по IP (через сеть общего пользования) не гарантировано. Если говорить об обеспечении надежности, то на смену ISDN в этом смысле придут скорее решения на базе VPN, поскольку по показателям качества сеть общего пользования будет отставать от корпоративной сети.

В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных экономических центрах, где активность операторов сетей передачи данных и цифровых сетей выделенных каналов опережала активность телефонных операторов, распространение технологии ADSL выглядит более логичным, поскольку она позволяет получить больший объем услуг, нежели технология ISDN.

ADSL: готовься к реструктуризации
Оптимальное использование существующей кабельной инфраструктуры делает ADSL в определенном смысле альтернативой волоконно-оптическим каналам. Емкость рынка ADSL во многом зависит от стоимости услуг, и общая тенденция развития телекоммуникаций такова, что при более широком внедрении технологии происходит снижение стоимости получаемых услуг. С марта "Комстар" объявил не только о расширении клиентской базы, имеющей доступ к услугам на базе ADSL, но и о снижении тарифов на международные и междугородные телефонные переговоры для клиентов, заказавших эти услуги. Организация доступа к сети "Комстара" с использованием данной технологии требует меньших затрат, что позволило компании снизить тарифы на переговоры с Европой, Америкой и странами СНГ практически вдвое. Внедрение данной технологии дает ряд преимуществ не только клиенту, но и оператору, поэтому "Комстар" объявил о введении льготных разовых платежей при переходе на ADSL.

По мнению специалистов "Комстара", с внедрением этой технологии многие компании начнут пересматривать свою телекоммуникационную политику, отказываясь от использования выделенных каналов доступа в интернет в пользу более дешевого решения. Среди ожидаемых десяти тысяч ADSL-подключений юридических лиц значительную часть составят именно такие клиенты. Возможна реструктуризация рынка телекоммуникаций. Для "Комстара" решение о предоставлении интегрального пакета является в определенной степени революционным, поскольку это выход на рынок нового бизнеса – бизнеса передачи данных и технологий, являющихся альтернативой традиционной телефонии. Стремительное развитие современных технологий передачи данных, рост их востребованности, новые возможности оказания услуг гарантированного качества в современных сетях передачи данных – все это делает рассмотренное направление перспективным и соответствует стратегическим планам "Комстара".

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом


Rambler's Top100