Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

СИБИНТЕК: мониторинг сервисов

Компания СИБИНТЕК была образована в 1999 году концерном ЮКОС специально для задач автоматизации процессов, связанных с добычей и переработкой нефти. Сейчас она входит в десятку крупнейших российских ИТ-фирм и в пятерку крупнейших системных интеграторов страны. Проект, о котором пойдет речь, СИБИНТЕК выполняет для ОАО "Томскнефть" ВНК (Восточной Нефтяной Компании) – основного нефтедобывающего предприятия Восточной Сибири. Он был начат весной прошлого года, и сейчас реализуется его третий этап. Аналогичные проекты она осуществила также для добывающих объединений "Самаранефтегаз" и "Юганскнефтегаз".

Задачи и этапы
В 2002 году нефтяная компания (НК) ЮКОС инициировала корпоративный проект с целью обеспечить высшему руководству полный контроль отношений между добывающими и сервисными компаниями. Поскольку затраты на обслуживание в нефтедобывающей отрасли весьма велики и составляют значительную долю всех расходов, это обещало существенную экономию средств. Одной из задач в рамках проекта был контроль взаимоотношений с подрядчиками, выполняющими ТКРС – текущий и капитальный ремонт скважин. С ее решением руководство получило бы в свои руки информацию о том, какие работы выполняются, какие скважины стоят в очереди на ремонт и насколько оптимально эта очередь сформирована (экономически выгодно сначала ремонтировать скважины с более высоким дебетом), и конечно же, каковы реальные затраты на все эти работы.

Контроль предполагает предоставление оперативной информации, а она, очевидно, может пригодиться не только в центральном офисе в Москве, но и "внизу" – на уровне сервисных предприятий, нефтегазодобывающих управлений и непосредственно цехов. Хорошо зная специфику отрасли, специалисты СИБИНТЕК создали решение, которое наряду с вертикальным потоком "наверх" поддерживает горизонтальное информационное взаимодействие между множеством смежных подразделений и работников. А когда это было сделано, у пользователей – практически у всех их категорий – появились новые запросы, определившие содержание дальнейших этапов проекта.

Вслед за информационными функциями был реализован контроль движения бригад, который осуществляют на местах технические службы ремонта скважин и супервайзинга. Они получили возможность в рамках созданной системы давать оценку качества и эффективности выполненных работ, делать замечания и снимать их после устранения недоделок, оформлять штрафные санкции и т.д., а также формировать на основе этой информации рейтинг ремонтных бригад. В ряде регионов Западной Сибири между бригадами существует конкуренция, так что добывающие компании нередко организуют тендеры на ремонт высокодебетных скважин. Рейтинг в таких случаях помогает выбрать оптимального исполнителя работ, и данная функция решения оказалась особенно популярной.

На том же этапе разработчики обеспечили контроль запуска и остановки скважин с использованием информации от действующей на предприятии АСУ ТП. Текущий этап проекта заключается в полномасштабной автоматизации всего бизнес-процесса, относящегося к ремонту, – для этого в систему добавляются функции планирования и актирования работ. В ближайшей перспективе – супервайзинг движения скважинного оборудования.

Решение
Основой решения послужила КИС (корпоративная информационная система) ЭП (EP – Exploration and Production, т.е. разведка и добыча), разработку которой компания СИБИНТЕК начала в 2002 году в рамках собственного инвестиционного проекта. Как и другие подобные системы, она состоит из ядра – базы данных (на платформе Oracle), где хранится вся производственная информация предприятия (в данном случае нефтедобывающего), и функциональных модулей, которые объединены в приложения, автоматизирующие выполнение различных бизнес-функций (рис. 1). Поскольку потребности в автоматизации бизнес-процессов на каждом предприятии свои, внедрение КИС всегда представляет собой отдельный проект (уже коммерческий, а не инвестиционный), и решения для разных компаний очень несхожи друг с другом. Данный проект реализовывался как единый для трех нефтедобывающих предприятий, и различия между ними были учтены на этапе общей адаптации КИС ЭП к интересам НК ЮКОС.

Функциональные приложения, предоставленные заказчику в рамках данного проекта, – это "ЭП-Фонд скважин", "ЭП-Супервайзинг" и "ЭП-Ремонты скважин". Из каждого лицензированного приложения внедрялись только модули, востребованные заказчиком, причем порядок внедрения определялся степенью их актуальности. Так, из приложения "ЭП-Ремонты скважин" первым был установлен модуль "Сводка ТКРС", с помощью которого сервисная компания каждые два, три или четыре часа (в зависимости от регламента) отчитывается перед добывающим подразделением.

Одной из особенностей проекта была его интеграция в действующую корпоративную систему мониторинга добычи. На рис. 2 показана типовая схема информационных потоков, развернутая на каждом из объектов внедрения. Она демонстрирует интеграцию КИС ЭП с другими системами западных и отечественных разработчиков, благодаря которой стало возможным организовать на предприятии единое информационное пространство с разделением функциональности между существующими системами.

Управление информационными потоками, регламентация их работы и контроль изменения показателей (более 40 – по скважине и более 30 – по смежным объектам) выполняется собственным продуктом СИБИНТЕК под названием ТРАНСИНФО. Хорошей иллюстрацией взаимодействия информационных систем может служить существующая в КИС ЭП детализация информации по скважине, где в компактной форме представлены данные из нескольких разных систем. Информация различного происхождения сведена воедино и впоследствии может быть проанализирована.

Единое информационное пространство
На рис. 3 показаны информационные потоки КИС ЭП. Они движутся между центральной базой и организационными единицами, которые присутствуют в типовой нефтяной компании: серым цветом обозначены уровни добывающего предприятия, синим – сервисные компании. Организационным единицам соответствуют категории пользователей, такие, как супервайзеры, технологи или геологи, а тем, в свою очередь, – функциональные приложения или наборы функций для работы с информационными объектами. Каждый пользователь заполняет свои формы: например, диспетчер сервисной компании готовит сводку бригад, диспетчер цеха – данные по запуску скважины. Введенная информация помещается в единую базу данных и сразу же автоматически становится доступной для всех основных пользовательских категорий.

Рассмотрим типовую последовательность действий. Диспетчер сервисной компании по ТКРС вводит в стандартную форму информацию о том, на какой скважине сейчас находится его бригада; какой ремонт она производит и какие операции выполнены за прошедшие два или три часа; не было ли простоя, а если был, то почему; возникли ли осложнения на скважине, и в чем они заключались; есть ли заявки на поставку оборудования. Как только ввод данных завершен и информация оказывается в базе, ее могут просмотреть с помощью других модулей диспетчер и технолог цеха, чтобы узнать, что происходит на скважинах, за которые они отвечают. Геолог пользуется внешним модулем КИС ЭП – электронной шахматкой нефтяного фонда из Geoplace. Geoplace позволяет отслеживать состояние фонда скважин, просматривать материалы геологических исследований и динамограммы, узнавать о запусках – остановках, уточнять причины остановок и коды мероприятий запуска.

Супервайзер ТКРС запрашивает из базы данных сводки для себя, анализирует их и, возможно, назначает штрафы. Информация о них также немедленно попадает в базу, и диспетчер сервисной компании, получив свою сводку назад, видит, что оштрафован, например, за несоблюдение технологических норм или правил экологической безопасности. Он исправляет нарушение и вносит информацию о принятых мерах в свою форму, супервайзер, убедившись, что теперь все в порядке, снимает штраф и т.д. Таким образом, все взаимодействие в общем случае происходит через базу: благодаря единому информационному пространству сотрудники не должны запрашивать необходимые им данные друг у друга.

Конечно, телефон как средство прямого контакта остается: понятно, что если диспетчеру и супервайзеру нужно оперативно обсудить спорный вопрос, то в большинстве случаев им проще всего поговорить (другой вариант – обсуждение в форуме). Однако регистрация нарушения и его снятие всегда проходит как транзакция через базу данных, поскольку в дальнейшем эти записи понадобятся специалистам по ремонту при формировании акта выполненных работ.

Внедрение КИС ЭП позволит ликвидировать параллельные потоки отчетности и переложить саму задачу формирования отчетов на автоматизированную систему. В результате такой оптимизации ИТ-архитектуры сократится количество ошибок ввода (так как всякая цифра будет "вбиваться" в базу лишь однажды) и снизятся затраты компании на поддержку бизнес-процессов.

Адаптация
Известно, что большинству людей не нравится менять свои привычки, в том числе навыки, относящиеся к работе. Поэтому внедрение новой информационной системы обязательно вызовет недовольство пользователей. Полностью исключить данный эффект не удастся, однако можно (и нужно) постараться его минимизировать, и Стрежевской филиал СИБИНТЕК позаботился об этом особо, применив принцип индивидуального подхода к каждому пользователю. Первое и самое главное: внедрение КИС ЭП не потребовало никакой модификации бизнес-процессов, система была подстроена под процессы, имеющиеся на предприятии.

Иначе говоря, в результате реализации проекта ни на одного сотрудника не было возложено никаких дополнительных функций. Внешний вид отчетов вообще не изменился. Теперь они не готовятся вручную в Excel, а генерируются системой, но с помощью специальной технологии адаптации отчетности разработчики, в соответствии с пожеланиями заказчика, настроили КИС ЭП так, чтобы выдавать в точности такие же таблицы, как раньше, вплоть до используемых шрифтов и цветовой гаммы. Система осуществляет и рассылку отчетности, так что представителям руководства, которые только знакомятся с информацией, не обязательно запускать КИС ЭП – они могут по-прежнему получать нужные им отчеты по электронной почте.

Сделать то же самое для ввода данных, конечно, невозможно – необходимы специальные формы. Аналитики из СИБИНТЕК (а надо заметить, что все они пришли в команду, имея опыт производственной деятельности, поработав геологами, сотрудниками сервисных компаний и т.д.) хорошо понимают потребности пользователей и прилагают все усилия к тому, чтобы сделать эти формы максимально удобными, а переучивание для работы на них – по возможности безболезненным. Протестующие голоса, конечно, раздавались, но в очень многих случаях сотрудники были вознаграждены преимуществами общего информационного пространства. Особенно это касается сервисных организаций, на которых лежит ответственность за ввод 80% всей информации системы: да, им пришлось освоить новые формы, зато они не должны многократно вводить одни и те же данные в несколько разных отчетов и могут оперативно получить из системы всю нужную информацию.

Результаты и перспективы
Самый главный результат проекта с точки зрения НК ЮКОС состоит в том, что бизнес-процесс стал прозрачным для высшего руководства и благодаря этому удалось сократить издержки – прежде всего сервисные – в масштабах компании. Для предприятий на местах важнее всего единое информационное пространство, где доступны оперативные, согласованные и достоверные данные.

Известные события, касающиеся НК ЮКОС, подтолкнули движение СИБИНТЕК к расширению клиентской базы. В рамках начавшейся летом прошлого года реструктуризации несколько подразделений компании стали отдельными предприятиями, связанными с нею соглашениями о стратегическом партнерстве. В планах СИБИНТЕК – построение сервисной структуры федерального масштаба, причем в формулировке стратегической цели основной упор делается именно на понятие "федеральный". Поэтому руководство компании использует все возможности для расширения географии бизнеса и готово организовывать региональные офисы в новых точках, где востребован сервис информационных систем, телекоммуникаций и систем связи, а также автозаправочных комплексов и промышленных объектов.

Вообще в области ИТ концерн ЮКОС является лидирующей российской нефтедобывающей компанией, и очень жаль, что его развитие затормозилось. Но ИТ-продукты нужны нефтяникам, а значит, компетенция и опыт СИБИНТЕК будут востребованы и впредь.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом