Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

"Голден Лайн": построение корпоративной сети для "Утконоса"

Корпоративная информационная сеть в последние годы стала необходимой составляющей торговых предприятий, имеющих территориально удаленные магазины. Проект московского оператора "Голден Лайн" по построению такой сети для торговой компании "Утконос" формировался с учетом повышенных требований к качеству связи, диктуемых уникальным по своей технологичности форматом этой инфраструктуры.

Построение корпоративной сети в распределенной торговой компании – один из путей к повышению эффективности ее работы. Именно единое информационное пространство позволяет оптимизировать все бизнес-процессы – от учета денежных средств и складских запасов до обеспечения логистики и планирования специальных акций, направленных на укрепление лояльности покупателей.

Торговая сеть "Утконос" еще на этапе создания тщательно выстроила свою бизнес-цепочку. Схема продаж "распределительный центр – комплектация – доставка и реализация товаров по заказам" предполагает наличие лишь одного склада на все магазины предприятия, что существенно уменьшает издержки в сравнении с конкурентами. Такая схема стала возможна во многом благодаря созданию единого информационного пространства для магазинов и склада и внедрению автоматизированной системы логистики.

Программный комплекс системы полностью разработан и внедрен силами сотрудников "Утконоса". Телекоммуникационным обеспечением проекта занимается московский оператор связи "Голден Лайн", который ответственен за работоспособность корпоративной сети предприятия. Именно в "Утконосе", где практически любая операция требует соединения с удаленной точкой, принципиальная значимость качества работы корпоративной инфраструктуры особенно заметна.

Особенности функционирования сети "Утконос"

"Утконос" – это московская (зеленоградская) розничная торговая сеть, работающая в принципиально новом направлении. Путем совмещения форматов "шаговой доступности" и гипермаркета здесь сделана попытка создания "магазина будущего". Для оформления любой покупки в торговой сети используются современные компьютерные технологии. А это значит, что каждый покупатель в зависимости от желания и возможностей заказывает понравившийся ему товар разными способами – в магазине или не выходя из дома. Дальнейшая схема проста: магазин получает заказанную продукцию со склада, покупатель забирает ее в удобное для себя время.

Товар подбирается в виртуальном режиме с помощью установленных в торговых залах терминалов с сенсорным дисплеем. Все магазины "Утконос" соединяются с находящимся на складе центральным компьютером по выделенным каналам связи. Именно на центральный компьютер и передается по корпоративной сети информация о сделанном заказе, на основе которой на складе формируется корзина товаров, в дальнейшем поступающая в магазин.

Формированием корзины занимается комплектовщик, снабженный специальным переносным компьютером, который позволяет считывать информацию об ассортименте и комплектности. Именно этому универсальному терминалу комплектовщика, иначе, УТК, и обязана торговая сеть своим необычным названием.

Процесс покупки в сети "Утконос" выглядит следующим образом. Первоначально посетитель получает у администратора торгового зала бесплатную пластиковую карту, после чего на терминале с сенсорным дисплеем, за домашним компьютером или по каталогу выбирает нужные ему товары. Далее он определяет адрес наиболее удобного для себя магазина и время доставки. Затем, придя в магазин, с помощью все той же пластиковой карты и товарного чека он получает и оплачивает покупку, затрачивая на все действия не более пяти минут. Постоянные покупатели могут оформить заказы, не выходя из дома, по телефону или через интернет.

Быстрое оформление и комплектация, а также отсутствие необходимости держать при магазинах крупные склады (достаточно небольшого хранилища с уже скомплектованными товарами, которые дожидаются заказчиков) позволяют значительно снизить издержки и продавать продукцию по ценам, приемлемым для любого покупателя.

Корпоративная сеть "Утконоса"

Новый подход к обслуживанию покупателей, высокотехнологичная цепочка продаж, позволяющая оптимизировать весь процесс от приема товара на складе до его продажи, – все это обуславливает серьезные требования к инфокоммуникационному обеспечению торгового предприятия. При фактически дистанционной работе ни один заказ не минует корпоративной сети. В зависимости от места оформления покупки (непосредственно в торговом зале магазина или же из дома) информация передается по каналу, соединяющему магазин со складом или организованному для телефонии либо доступа в интернет.

Корпоративная сеть в "Утконосе" построена по выделенным каналам московского оператора "Голден Лайн". Эта компания подключает к центральному офису и складу, расположенным в Зеленограде, все работающие на сегодняшний день магазины торгового предприятия – семь в Зеленограде и по одному в Солнечногорске и поселке Менделеево. Кроме того, "Голден Лайн" предоставляет в центральный офис сети многоканальную телефонию и обеспечивает его скоростным доступом в интернет. Интересно, что для надежного функционирования такой технологичной торговой сети оказалось достаточно каналов Frame Relay со скоростью подключения 32/64 кбит/с, что обеспечило экономичность проекта.

Необходимость поддержания такого формата торговли, в котором работает "Утконос", предъявляет повышенные требования к качеству работы корпоративной сети, поскольку она становится неотъемлемой частью всего бизнес-процесса. И первым критерием качества телекоммуникационной составляющей проекта в такой ситуации становится надежность каналов связи.

Надежность выделенных каналов, организованных "Голден Лайн", достигается благодаря предусмотренному в сети оператора механизму "горячего" резервирования, суть которого состоит в том, что при аварии на одном из узлов оператора трафик тут же, за миллисекунды, меняет маршрут, не прерывая передачи данных в режиме реального времени. Кроме того, центр технической эксплуатации "Голден Лайн" осуществляет круглосуточный мониторинг работоспособности всех соединений.

Еще одной особенностью ведения бизнеса в "Утконосе" является экстенсивность развития его сети. Успешный опыт работы в Зеленограде, где продемонстрирована возможность уменьшения торговых площадей в четыре–шесть раз при снижении стоимости товаров на 15–20%, был одобрен Правительством Москвы, принявшим решение развивать этот формат торговли и непосредственно в столице в целях поддержки малообеспеченных граждан и удовлетворения спроса горожан по месту жительства.

Поэтому другим важным требованием к корпоративной сети "Утконоса" стала легкость масштабирования: эта возможность телекоммуникационного решения не должна стать сдерживающим фактором на пути развертывания торговой деятельности. И такое требование оказалось вполне выполнимым, поскольку "Голден Лайн" владеет распределенной сетью, позволяющей подключать объекты из любой точки Москвы, в том числе из районов за МКАД, причем в кратчайшие сроки. Кроме того, широкий диапазон скоростей, в котором "Голден Лайн" готов предоставлять каналы связи, гарантирует, что при необходимости "Утконос" быстро и без труда перейдет на другой уровень скорости передачи информации.

"Голден Лайн" – торговым сетям

Проект для "Утконоса" иллюстрирует возможности построения корпоративных решений на базе сети "Голден Лайн". Если раньше этот оператор ориентировался на построение корпоративных распределенных инфраструктур исключительно для банков, то сегодня среди его клиентов уже насчитывается более 50 торговых сетей, в том числе таких, как "ПАТЭРСОН", "Спар", "Копейка", "Дикси", "Квартал", "Партия", "Мир", "Евросеть", "Мобайл-Центр" и многие другие.

Интересно, что спрос на построение корпоративных решений на базе выделенных каналов сегодня предъявляют компании совершенно разных форматов – от крупных продуктовых сетей с многотысячным ассортиментом до магазинов-дискаунтеров, имеющих довольно узкий ассортимент, и даже небольших по оборотам салонов сотовой связи.

Недавно оператор построил первую корпоративную сеть для компании, работающей не на товарном рынке, а в сфере услуг. Речь идет о стоматологическом предприятии "Мастердент", двадцать клиник которого "Голден Лайн" объединил по технологии IP VPN. При этом компания решает задачи мониторинга, дистанционного управления и настройки всего комплекса сетевого оборудования вплоть до абонентских портов маршрутизаторов и телефонии. Но это уже другая история…

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом