Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

ComputerAge: все сети для здания казначейства

Сетевой интегратор "АДП.ком", недавно объединившийся с компанией ComputerAge и теперь работающий под ее торговой маркой, уже пять лет сотрудничает со строительным управлением Министерства финансов Российской федерации (СУ Минфина РФ), выполняя по его заказу проекты, связанные с прокладкой кабельных коммуникаций, а также построением компьютерных, телефонных и других сетей в учреждениях этого ведомства.

Сегодня ComputerAge обладает необходимым опытом (подтвержденным соответствующими сертификатами), чтобы предложить здесь комплексное решение. И если в 1999 году в здании центрального офиса Минфина на Славянской площади в Москве компания отвечала только за компьютерную и телефонную сети, то в последнем по времени проекте, реализованном для казначейства в г. Коломне, она построила, кроме того, электросеть, охранную сигнализацию и систему видеонаблюдения. Таким образом, практически все кабельные системы были установлены силами одной фирмы как единый комплекс.

Задача
Еще в 2000 году стало известно, что коломенскому казначейству передается в пользование бывший особняк, который перед тем должен быть отремонтирован, и СУ Минфина тогда же обратилось в "АДП.ком" с предложением составить предварительную смету на кабельные коммуникации и оборудование. Это было сделано, однако обстоятельства сложились так, что работы начались только полтора года спустя, а утвержденный в конце концов бюджет проекта оказался довольно ограниченным. Интегратору отпускалось чуть больше миллиона рублей, так что от некоторых замыслов пришлось отказаться. Тем не менее основные элементы проекта сохранились.
В новом здании были необходимы:

  • телефонная сеть на 60 рабочих мест и УАТС;
  • локальная вычислительная сеть на 60 рабочих мест с коммутатором;
  • электросеть на 60 рабочих мест;
  • система охранной сигнализации;
  • система видеонаблюдения.
    Помимо этого еще устанавливалась и противопожарная сигнализация – соответствующими работами согласно действующим требованиям занималась местная служба пожарной охраны, которая затем приняла систему на эксплуатацию и обслуживание. Это было единственное исключение – все остальные провода прокладывались специалистами "АДП.ком".

    Решение в целом
    Преимущества комплексного решения очевидны. Понятно, например, что разместить кабель Еthernet, электрическую и телефонную проводку в едином коробе удобнее, дешевле и проще, чем в трех разных. Если разными частями кабельной инфраструктуры занимаются разные компании, они должны договориться между собой, каким образом каждая из них будет прокладывать кабельные трассы; когда же разработчик один, эта проблема отсутствует. Понятно, что и для заказчика проще и, как правило, выгоднее иметь дело с одной фирмой, чем с несколькими. Кроме того, комплексное решение предполагает и комплексное сопровождение, так что заказчику всегда ясно, к кому обращаться в случае той или иной неисправности, – адрес всегда один. Применительно к данному случаю следует учитывать и то, что небольшие государственные учреждения, будучи бюджетными, не всегда имеют возможность нанять высококвалифицированного технического специалиста и поэтому заинтересованы во внешнем сопровождении. ComputerAge его обеспечивает, и благодаря этому с обслуживанием компьютеров, телефонной сети и систем безопасности в коломенском казначействе сейчас справляется один сотрудник, в то время как в старом здании данные функции были разделены между тремя разными людьми.

    Резонно спросить: если реализуется комплексный проект, в котором нужна передача данных, голоса и видеоизображения, разве не рациональнее было бы решить эти три задачи не с помощью трех различных сетей, а построив единую мультисервисную сеть на основе универсального протокола IP? Оказывается, нет – в данном случае применение новейших технических достижений не было оправдано.

    Что касается системы видеонаблюдения, то она ограничена пределами одного здания, в котором находится и монитор охранника. А коль скоро изображение не нужно передавать по городу, нет и необходимости именно в IP. По требованиям безопасности она, как и охранная сигнализация, должна быть физически отделена от компьютерной сети – соответствующие провода прокладываются отдельно от общих коробов и максимально скрытно, чтобы их не могли повредить злоумышленники. При этом доступ через ЛВС к записанным видеоданным вполне возможен и действительно предоставляется, хотя здесь не IP-видео, а более простая система.

    Использование в казначействе "голоса поверх IP" (VoIP) также не имело особого смысла ни с точки зрения функциональности (сотрудникам для работы достаточно очень ограниченного набора телефонных функций, присутствующих в любой УАТС), ни с точки зрения упрощения администрирования (как уже говорилось, в коломенском казначействе со всеми многочисленными сетями сейчас справляется один системный администратор, так что сокращать численность ИТ-персонала уже некуда). Зато трудности с сопровождением такой системы возникли бы непременно – специалистов по VoIP пока мало, и ценятся они дорого. В таких условиях традиционная телефония и отдельные сети для голоса, видео и данных стали естественным выбором.

    Рассмотрим теперь построенные системы несколько подробнее.

    Отдельные системы
    Поскольку современному рабочему месту необходимо подключение к электрической, телефонной и компьютерной сетям, в офисном здании их естественно провести вместе. Стандарт ISO/IEC 11801 допускает размещение электрических и слаботочных проводов в общем коробе с перегородкой, отделяющей одни от других, – в данном проекте это были короба Efapel 110x50 мм. На каждое рабочее место выводилось два порта Ethernet (путем коммутации такой порт можно в зависимости от того, что требуется, сделать компьютерным или телефонным) и две электрические розетки – "чистая" (компьютерная) и "грязная" (бытовая).

    Два типа розеток соответствуют двум отдельным электросетям, разделение которых было предпринято для повышения надежности всей системы. По первоначальному проекту в "чистой" сети предполагалось установить систему бесперебойного электропитания, но от этой идеи пришлось отказаться по соображениям бюджета. Тем не менее уже само по себе то, что сетей две, снижает вероятность мелких аварий: скажем, скачок напряжения из-за нескольких одновременно включенных электрочайников никогда не приведет к отключению пользовательских компьютеров, поскольку произойдет в другой сети.

    В здании был установлен небольшой электрический щит на 12 рабочих групп – шесть компьютерных и шесть бытовых, а чтобы сотрудникам было проще определить, что куда включать, для "чистой" и "грязной" сетей устанавливались розетки разного цвета – белые и красные.

    В качестве офисной АТС использовалась станция Panasonic KX-TD 1232 базовой емкостью 8 городских и 16 внутренних линий; с помощью дополнительной платы количество внутренних линий было увеличено до 64. К достоинствам Panasonic относятся универсальность, надежность и доступность, а также распространенность, благодаря которой отсутствуют проблемы с обслуживанием: поскольку эти УАТС работают в очень многих российских фирмах и учреждениях, они привычны для офисных работников, а специалистов по ним можно найти практически где угодно.

    Для подключения компьютеров была смонтирована стандартная структурированная кабельная система категории 5e; небольшие размеры здания позволили обойтись одним коммутационным шкафом и везде применять медную витую пару. Использовался высококачественный кабель производства израильской компании RIT и ее же коммутационные панели; вся сеть прошла сертификацию на категорию 5e. В качестве активного сетевого оборудования был установлен коммутатор компании Allied Telesyn, что же касается самих серверов и рабочих станций, то их казначейство закупило у местного поставщика, чтобы иметь гарантию оперативного обслуживания в случае поломки. Для кабелей и коммутирующего оборудования это не обязательно: поскольку неисправности с ними очень редки, ComputerAge вполне может обеспечивать их необходимую техническую поддержку, находясь в Москве.

    Для охранной сигнализации устанавливались стандартные датчики, реагирующие на разбитие стекла, открытие окон, дверей и т.д.; все они соединялись с пультом охраны, причем кабели в соответствии с принятой практикой прокладывались скрытно. На этот же пульт выводится и информация с камер видеонаблюдения, которые следят за территорией, прилегающей к зданию. Стоит заметить, что системы видеонаблюдения начали включаться в комплексные сетевые проекты сравнительно недавно, хотя их применение в учреждениях того же Минфина уже насчитывает немало лет. Дело в том, что прежнее, аналоговое видеонаблюдение с записью на видеокассеты не имело отношения к компьютерной сети и его организация рассматривалась как совершенно отдельная задача, но с появлением цифровых систем ситуация переменилась. Современное цифровое видеонаблюдение интегрируется в единую информационную систему предприятия, так что, например, руководство казначейства и охранные структуры могут получить доступ к записанной видеоинформации со своих компьютеров.

    Ход работ
    Капитальный ремонт в здании предполагает замену всех коммуникаций и является наилучшим моментом для построения современной сети. Здесь для сетевого интегратора очень важно правильным образом согласовать свои работы с действиями строителей.

    В данном случае работы проводились в два этапа. Первый начался после окончания основной части собственно строительных работ и занял около трех недель. За это время были установлены все короба и проложены все провода – как в коробах, так и в стенах и по потолку. Частично специалисты "АДП.ком" работали параллельно со строителями – те устанавливали двери, клали кафель, и бригады не мешали друг другу.

    После этого в работах по монтажу сетей был сделан перерыв на полторы недели, в течение которого строители завершили отделочные работы, в частности, заделали все дыры в стенах, оставшиеся после прокладки кабелей. В течение второго этапа, занявшего неделю, были установлены розетки на рабочих местах, собраны и подключены электрический и коммутационный шкафы, установлена и настроена АТС, оборудован пульт охраны.

    Московским специалистам пришлось еще раз приехать в Коломну уже после того, как казначейство переехало в новое здание. Это потребовалось для настройки АТС, которую нельзя было провести заранее, – она должна выполняться, когда сотрудники уже расселись по местам, определили внутренние номера и режимы работы. Настройка заняла один день.

    Обучение и сопровождение
    Построенная система не требовала специального обучения рядовых пользователей. Инженеры "АДП.ком" рассказали директору казначейства о двух электросетях и объяснили секретарю, как работать с АТС, а те уже передали полученную информацию остальным работникам. Сотрудники же ведомственной охраны прошли обучение всем коллективом. Их познакомили с пультом сигнализации и системой видеонаблюдения, что заняло два дня.

    ИТ-специалисты предприятий-заказчиков, как правило, активно участвуют в строительстве сетей, которые им предстоит обслуживать, однако в данном случае этого не произошло. Системный администратор казначейства был принят на работу совсем незадолго до завершения проекта и потому знакомился со своей сетью уже в процессе приемки. Разумеется, он получил полную документацию по проекту, и инженеры "АДП.ком" ответили на все возникшие у него вопросы.

    В настоящее время система находится на сопровождении, хотя от абонентского обслуживания с регулярным профилактическим обследованием два раза в месяц казначейство отказалось и предпочитает оплачивать разовые выезды. Возможно, это правильный выбор, так как выезды действительно нужны очень редко. При возникновении проблем (в основном они касаются перенастройки АТС или перекоммутации рабочих мест на коммутационной панели) сотрудники казначейства звонят по телефону, и либо вопрос тут же и разрешается, либо, если телефонная консультация не помогает, инженер ComputerAge отправляется в Коломну. Если же неисправность случится с охранной сигнализацией или системой видеонаблюдения, он выедет немедленно, – впрочем, до сих пор такого не происходило.

    Перспективы
    Итак, работы выполнены качественно, в срок и в рамках бюджета, по сопровождению претензий также нет. И поскольку генеральный подрядчик (СУ Минфина) и непосредственный заказчик (коломенское казначейство) выполненным проектом вполне удовлетворены, в ComputerAge рассчитывают на продолжение сотрудничества.

    Первоначальные планы, которые не удалось воплотить в данном проекте из-за бюджетных ограничений, касались в первую очередь повышения надежности сети и усовершенствования системы безопасности. Помимо уже упомянутой системы бесперебойного питания планировались автоматический контроль доступа (турникет и вход по пластиковым карточкам), причем связанный в единую сеть с видеонаблюдением и охранной системой, видеокамеры в рабочих помещениях и другие решения. А поскольку государство сейчас увеличивает бюджеты на безопасность своих учреждений, то не исключено, что в одном из следующих проектов ComputerAge сможет все это реализовать.

  • сетевой форум
    поиск
    подписка на журнал
    о сетевом