Сетевой журнал: галерея ИТ-проектов

Infinet Wireless – CompTek – "УНИКО": беспроводная сеть для Сбербанка

Проект, о котором пойдет речь, был выполнен компанией "Унико" – независимым оператором связи, работающим в Волгоградской области и специализирующимся на беспроводных подключениях. Сеть "Унико" базируется на оборудовании Revolution, которое разрабатывает и производит московская фирма Infinet Wireless, а продает CompTek. Заказчиком является Сбербанк России.

Целью проекта было создание единой информационной сети, объединяющей все филиалы Сбербанка в Волгограде и Волгоградской области. Когда он начинался, филиалы могли обмениваться необходимой информацией по обычному телефонному каналу через модем, однако этого способа связи было уже недостаточно – банковская система требовала более высоких скоростей. Фактически речь шла о 64–128 кбит/с с возможностью расширения до 512 кбит/c или 2 Мбит/с в зависимости от размера филиала. К этой же сети было решено подключить банкоматы, которые поддерживают протокол IP и имеют порт Ethernet.

Сеть оператора
В сети "Унико" около 12 базовых станций, которые обслуживают примерно 1000 абонентов. Она гомогенна: все базовые и абонентские станции, ретрансляторы и другие ее элементы представляют собой оборудование Revolution. Используемые устройства универсальны с точки зрения функциональности – они различаются только конфигурацией, типом антенны, мощностью встроенного процессора и передатчика. Это придает сети высокую гибкость, позволяя оператору по мере необходимости легко и быстро перестраивать ее структуру.

Так, нового абонента не обязательно связывать непосредственно с базовой станцией – можно настроить его антенну на другого абонента, переконфигурировав соответствующую станцию так, чтобы она наряду с прежними функциями работала еще и в качестве ретранслятора. Для пользователя ничего не изменится – по умолчанию разные каналы в пределах одного устройства полностью разделены и не могут "видеть" друг друга. Аналогичным образом абонентскую станцию можно превратить в базовую, а потом (с постройкой новой базовой станции) – снова в чисто абонентскую и т.п. Для подобных преобразований сети достаточно заменить (или даже только повернуть) антенну и переконфигурировать встроенное ПО, изменив адреса в таблицах маршрутизации, при этом само оборудование остается на месте. Конфигурирование ПО занимает совсем немного времени, поскольку заранее подготовленные типовые конфигурации хранятся у оператора в виде файлов и их просто "заливают" в устройства.

Для оборудования, использованного в сети "Унико", максимальная скорость радиоканала составляет 11 Мбит/с, что, по оценке специалистов CompTek, соответствует реальной пропускной способности около 5 Мбит/с. Если же нагрузка на базовую станцию превысит данное значение, такую станцию можно будет масштабировать, установив дополнительное оборудование (например, три устройства, каждое с двумя противоположно направленными секторными антеннами с шириной диаграммы направленности 60°, в сумме обеспечат производительность 15 Мбит/с).

"Унико" предлагает как обычное подключение для доступа в интернет, так и создание наложенных корпоративных сетей (VPN) на базе IP-туннелей. (Возможно также построение физически обособленной сети – в частности, такой проект был реализован для школ Волгоградской области параллельно с проектом для Сбербанка.) При использовании Revolution построение VPN сводится к указанию нужных маршрутов в таблицах маршрутизации; в состав встроенного ПО устройств входит также встроенный межсетевой экран (IP Firewall), позволяющий ограничить доступ к внешним ресурсам. Сеть Сбербанка абсолютно невидима для остальных абонентов, и даже ее администратор – в настоящее время это сотрудник компании-оператора – не имеет доступа к передаваемой информации, поскольку таково было требование проекта. Ему известен лишь объем трафика.

Как подключение стало беспроводным
Технология доступа сама по себе для заказчика не имела значения – лишь бы была обеспечена связь с необходимыми параметрами, по возможности с минимальными затратами. При этом он не предъявлял специальных требований к безопасности соединений, так как пользовался (и продолжает пользоваться) собственной системой защиты. Сеть интересовала Сбербанк только как транспортная среда.

Около 40 филиалов, где физически уже имелось качественное кабельное соединение (в основном в самом Волгограде), было подключено проводными каналами. Однако более чем в половине точек кабельные линии для передачи данных были недостаточно надежны (или вовсе отсутствовали), причем не только в сельской местности и небольших городах, но и в областном центре. А поскольку связь должна быть непрерывной, Сбербанк обратился в "Унико" для организации резервных каналов.

В ходе реализации проекта беспроводной оператор справился со своей задачей намного быстрее проводного: пока местная электросвязь еще только согласовывала технические условия на подключение объектов Сбербанка, "Унико" успел наладить все соединения. Вдобавок его расценки оказались ниже, чем у электросвязи. Поработав некоторое время с радиоканалами, заказчик убедился, что их качество и надежность вполне отвечают предъявляемым запросам и ничуть не уступают аналогичным характеристикам проводных линий. В результате он принял решение в части точек "поменять местами" беспроводной и проводной методы подключения: первый сделать основным, а второй – резервным. Сегодня беспроводным способом подключено около 60 филиалов.

Вопрос стоимости
То, что беспроводной оператор запросил за свои услуги меньше, чем проводной, вообще говоря, естественно – в CompTek уверены, что по себестоимости эксплуатация беспроводного канала и должна быть дешевле. В самом деле, радиоэфир в отличие от кабеля не портится, его не нужно обслуживать – диагностировать, чинить, периодически заменять (все это проделывается только с оконечным оборудованием). Но реальные тарифы, конечно, определяются не столько себестоимостью услуг, сколько ситуацией на рынке.

При определении своих расценок операторам беспроводной связи необходимо считаться с тем, что радиооборудование дороже проводного, а значит, высоки первоначальные затраты на подключение. Так, минимальная розничная цена устройств Revolution, использованных "Унико" в проекте для Сбербанка, составляет 1345 долл. Понятно, что даже для корпоративного клиента, особенно в регионах, это немалые деньги, – тем более что речь часто идет о подключении нескольких точек, а иногда и большого их количества, как в данном проекте. Поэтому на практике операторы обычно устанавливают цены так, чтобы перераспределить затраты более равномерно. В "Унико" подключение стоит от 200 до 900 долл., причем аппаратура не передается абоненту в собственность. Ее стоимость затем примерно в течение года (конкретный срок зависит от тарифного плана) покрывается за счет трафика и дополнительных услуг.

В феврале компания Infinet Wireless объявила о выпуске новой модели Revolution, которая работает только как абонентская станция. Ее розничная цена определена в 595 долл, и, конечно, при ее использовании проект обошелся бы значительно дешевле (хотя фирма "Унико" смогла уложиться в отведенный бюджет, даже закупив доступные на тот момент универсальные устройства). Появление чисто абонентского варианта Revolution позволит операторам снизить (в зависимости от избранной бизнес-модели) стоимость подключения, плату за канал, трафик или дополнительные услуги и таким образом расширить круг клиентов.

Работы
Как рассказал руководитель направления беспроводных технологий CompTek Станислав Рыбалко, переданный в Infinet заказ "Унико" вызвал там некоторое удивление, – что, впрочем, не помешало осуществить поставки точно в срок. Необычным был не объем – крупные беспроводные проекты сегодня уже не редкость, – а соотношение типов аппаратуры: оператор запросил примерно полторы сотни станций минимальной мощности, обычно используемых как абонентские (филиалы Сбербанка и школы он подключал одновременно), и считанные единицы более производительных устройств. Это означало, что имеющаяся инфраструктура "Унико" в состоянии практически без расширения принять значительное количество новых абонентов.

Процедура подключения абонента в "Унико" хорошо отлажена. Инженер отправляется на объект с устройством, определив с помощью карты, какая потребуется дальность (и соответственно мощность передатчика), проверяет, подходит ли оно, нельзя ли заменить его на более экономичное и какое дополнительное оборудование (мачта, длинный провод и т.п.) необходимо для монтажа. Затем составляется договор, и как только он подписан, к заказчику приезжает бригада, монтирует оборудование, настраивает ПО, и связь начинает работать. Все вместе занимает два-три дня, если не задержится подписание договора.

В данном случае речь шла о подключении сразу нескольких десятков объектов, и оператор совместно с заказчиком предварительно наметили точки установки и определили, какое оборудование потребуется в каждой из них. Затем вся необходимая аппаратура была закуплена (в два приема, так как количество монтажных бригад у оператора ограничено) и в течение двух месяцев установлена в соответствии с планом. Таким образом, инсталляция проходила со средней скоростью одна точка в день.

Техническое обслуживание
Для упрощения технического обслуживания устройства Revolution снабжаются встроенной системой диагностики, выполняющей, в частности, мониторинг радиоканала. Все данные по результатам диагностики посылаются на специальный сервер статистики, на котором работает программа (как правило, unix script), опознающая тревожную информацию. Обнаружив данные о возможной неисправности, программа генерирует системное сообщение, которое посылается на консоль оператора. Причины ухудшения или исчезновения связи могут быть самые разные: ветром развернуло антенну, трактор задел кабель, какая-то неисправность в самом устройстве и т.д. В подобных случаях на место отправляется ремонтная бригада и в течение суток (или быстрее) восстанавливает связь.

В Infinet уже разработано и готовится к выпуску управляющее ПО для Revolution, которое позволит получать статистику загрузки каналов, процессоров станций и т.д. в графическом виде. Но и системные сообщения, представляющие собой очень удобный механизм, конечно, тоже сохранятся.

Сейчас обслуживание и администрирование беспроводной сети Сбербанка осуществляет оператор, но в дальнейшем заказчик собирается полностью взять ее под свой контроль. Для этого его сотрудники должны будут прослушать в Учебном центре CompTek два курса – общий по беспроводным сетям и специальный по Revolution для инженеров и системных администраторов.

Перспективы
Итак, клиент получил единое информационное пространство со связью на тех скоростях, которые необходимы для передачи данных. Очень скоро каналы, по-видимому, придется расширять, так как Сбербанк планирует развернуть на основе построенной сети голосовую связь по протоколу VoIP. Реально ему нужны стандартные функции офисной телефонии – единый номерной план для всех отделений, многосторонние конференции, голосовая почта, оповещение и т.д., – и IP-телефония в данном случае позволяет получить все это с наименьшими затратами.

Запаса производительности операторской сети для такого расширения вполне достаточно. Еще один интересный момент заключается в том, что при желании заказчик сможет обойтись без установки отдельного программного коммутатора. С начала этого года Infinet выпускает аппаратуру Revolution со встроенным программным обеспечением виртуальной IP-УАТС, и его можно установить на тех устройствах, которые сейчас работают в сети Сбербанка. Потребуется приобрести лицензии и инсталлировать ПО, после чего на радиомаршрутизаторах можно будет конфигурировать номерной план и поддерживать другие функции офисной телефонии. Такая система будет обладать повышенной надежностью по сравнению с решением на базе централизованной IP-УАТС: при потере соединения с главным офисом телефонная связь внутри филиала будет работать по-прежнему. В качестве абонентских устройств могут использоваться компьютеры сотрудников с установленным на них программными телефонами или любые IP-телефоны, поддерживающие протокол H.323.

Следующий крупный проект "Унико", реализуемый по заказу областного УВД, должен объединить в единую сеть все отделения внутренних дел и посты ДПС Волгограда и Волгоградской области. Это позволит им обращаться к общей базе данных угнанных машин, автомобилей, находящихся в розыске, и т.п. В дальнейшем на основе построенной сети УВД сможет реализовать и другие проекты, такие как видеонаблюдение за определенными объектами и местами скопления людей, комплексное управление светофорами (для устранения пробок) и проч.

Для CompTek проект в Волгограде важен тем, что это фактически первая (если быть точными, то первая после очень длительного перерыва) беспроводная сеть на базе Revolution, построенная по заказу Сбербанка. Она наглядно показывает, что беспроводные решения хорошо подходят и отделениям Сбербанка, и другим организациям с распределенной структурой – пенсионному фонду, налоговой инспекции, почте, органам здравоохранения, образовательным учреждениям. Мы уже упоминали сеть, построенную "Унико" для школ области; аналогичные проекты реализуются партнерами CompTek и в других регионах – Кемеровской, Белгородской областях, так что "процесс пошел". Волгоградский оператор рассматривает подключение школ в основном как социальный проект и не рассчитывает на нем много заработать, но достигнутый успех наверняка поможет привлечь новых коммерческих клиентов, таких, как Сбербанк.

сетевой форум
поиск
подписка на журнал
о сетевом